Устройство и принцип работы кондиционера автомобиля

Принцип работы автомобильного кондиционера; Схема-авто; поделки для авто своими руками

Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник, хотя и устроен немного по-другому.Автомобильный кондиционер представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным холодильным маслом,растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур. Масло нужно для смазки компрессора и всей системы.Теоретически,заполнить кондиционер можно было бы и обычным пропаном, если бы не его взрывоопасность. Для холодильных систем придумали специальные хлоросодержащие соединения, которые, кроме безопасности, обладают еще и набором нужных характеристик.
Несмотря на некоторые отличия между кондиционерами на автомобилях разных производителей, принципиальная их схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный вариант. Итак, вы нажали на кнопку включения кондиционера. Сработала электромагнитная муфта,стальной прижимной диск , издав характерный щелчок, примагнитился к шкиву . Шкив приводится в движение ремнем и, когда
кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор . Компрессор сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсор .

Охладиться ему помогает вентилятор , который включился на первую скорость одновременно с компрессором. Если автомобиль едет- еще лучше, конденсор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться, и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель . Здесь от него отфильтровываются продукты износа компрессора и прочая грязь.
Где-то в районе ресивера-осушителя, часто на нем самом, есть смотровой глазок . Через него на жидкий фреон можно полюбоваться воочию. Вообще-то, ничего интересного, выглядит как газ в зажигалке. Впрочем, глазок сделан не для удовлетворения любопытства. Через него можно визуально оценить, насколько система полна. Если часть фреона утекла в атмосферу, то при работе компрессора в глазке будет видна молочно-белая пена. К сожалению, глазки есть далеко не на всех автомобилях.
Очистившись в ресивере-осушителе, фреон течет в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить свое основное предназначение. Кульминация наступает, когда жидкий фреон проходит через ТРВ . ТРВ, он же терморегулирующий вентиль, представляет собой специальное устройство, регулирующее перегрев пара, выходящего из испарителя. (Перегрев – разница температур на выходе из испарителя и кипения хладагента). ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. Регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, перегрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути, ТРВ является автоматически регулируемым дросселем. Не вдаваясь в термодинамику, можно сравнить ТРВ с соплом аэрозольного
баллончика.
Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается. Испаритель – это тот же радиатор, только маленький. Ледяной фреон охлаждает испаритель, а вентилятор сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор

Круг замыкается. Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью, или магистралью высокого давления. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть же от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь ледяная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7-ми до 15-ти атмосфер (в аварийных случаях и до 30-ти), то в обратной магистрали
давление не превышает 3.5 атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около 5-ти атмосфер.
За правильной работой системы следят несколько датчиков. Количество их варьируется. В нашем случае на ресивере-осушителе стоит датчик включения второй скорости вентилятора. Когда охлаждение конденсора недостаточно (вы стоите в пробке, например), давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор на полную мощность. Датчик выключает компрессор, если давление в
напорной магистрали достигает запредельных величин. Датчик выключает компрессор, если температура испарителя становится слишком низкой.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ: КОНДИЦИОНЕР И ЗАПАХ В САЛОНЕ
Со временем все обладатели кондиционеров в авто задают один и тот же вопрос: чем так пахнет в моей машине? Почему при включении зажигания, когда начинает работать вентилятор, в лицо бьёт струя далеко не благовоний? Так что же делать для устранения запаха? Что так пахнет?
Почему летом, когда мы включаем вентилятор после стоянки автомобиля на солнце или на жаре, особенно после непродолжительной стоянки в лицо ударяет волна запаха сравнимая с той, которую вы чувствовали, открыв стиральную машину в которой пролежало забытое вами неделю назад влажное бельё?
Сначала о происхождении и об источнике запаха

Читайте также:  Самый лучший вездеход в мире

Когда мы выключаем двигатель, отключается кондиционер. И на холодные воздуховоды и испаритель попадает влажный горячий воздух с улицы. Попадая на холодные детали воздуховодов и испарителя, из воздуха мгновенно конденсируется влага. И ладно бы только вода.
Состав влаги широк и вонюч. Влага смешивается с грязью и пылью, находящейся в системе, увлажняет плесень, грибки и бактерии, неизбежно находящиеся там. Вот вам и запах. При работающем кондиционере влага с силой выносится в салон и осушается воздуховоды.
Но часть её остаётся при выключении вентилятора. И при каждом последующем включении влага добавляется, множа колонии бактерий.
И с годами запах превышает порог терпимости нашего носа. Поэтому есть ряд рекомендаций по эксплуатации автокондиционеров, которые помогут избежать такой ситуации:
1. Держать систему сухой, по возможности выключая кондиционер незадолго до того, как мы приезжаем на место стоянки. Это позволит сконденсировавшейся влаге осушиться потоком тёплого воздуха и уменьшить последующую конденсацию влаги, повысив температуру воздуховодов.
2. Использовать салонный фильтр и регулярно проверять его состояние, при необходимости производить замену. Салонный фильтр помогает избежать попадания различного вида загрязнений с улицы на оребрение испарителя при использовании режима работы системы вентиляции “забор воздуха с улицы”
3. В случае отсутствия салонного фильтра использовать режим “циркуляция воздуха в салоне”, вообще, этот режим работы климатической установки более эффективный, поскольку позволяет быстрее набрать необходимую температуру (через испаритель
проходит не горячий воздух с улицы, а уже несколько охлажденный салонный воздух).
Что делать, если запах уже есть, как разрешить проблему?
Тут напрашивается решение проблемы, подсказанное сервисами – дезинфекция. То есть убивание бактерий.

Чем это сделать и чем это могут делать сервисы? Понятное дело, что хлорка решит все проблемы :о) Но езда в противогазе резко снижает обзор водителя. Обратимся в лечебные учреждения и спросим, чем они дезинфицируют всё то, что им положено дезинфицировать?
Ответ: ЛИЗОЛ, он же раствор КРЕЗОЛа на мыльно-маслянной основе. Применяется для дезинфекции хирургического инструмента (!), рук перед операцией (!), операционных (!) и туалетов, между прочим! А так же уничтожения мух, источника холеры, и прочая, прочая, прочая.
Что же это такое за чудо, по своим дезинфицирующим свойствам превосходящее всё известное (и даже хлор!)?! Это такой фенол. И именно на основании этого фенола выпускаются профессиональные препараты для дезинфекции кондиционеров в автомобилях, школах, больницах, мотелях и т.п. И стоят эти профессиональные средства до 40 Долларов за (О УЖАС. ) 12 штук 250-ти граммовых банок. Т.е.
за 3 литра. На одну обработку автомобиля производитель рекомендует использовать ? банки средства. Ну, допустим, на сервисах для надёжности используют одну аэрозольную банку. Дальше молчу:
Итак, что нам, сиротам, делать? Подсказываю.
1. Достать ЛИЗОЛ – концентрат или ЛИЗОЛ-содержащие растворы. (бывают даже с запахами!)
2. Разбавить чистый ЛИЗОЛ в пропорции 1:100 (хирургический инструмент дезинфицируется при 1:20), для получения 300-400 мл. раствора (это ж какая экономия!!).
3. Залить раствор в ручной опрыскиватель или пустую банку из-под стеклоочистителя, при желании добавить парфюмерные отдушки.
4. Открыть все окна в машине настежь.
5. Завести машину, включить кондиционер на полную, максимально включить вентилятор. Направить струю воздуха в салоне в лицо/ноги, опустив сопла пониже. Поскольку теоретически раствор может таки пройдя через систему и остаться раствором и попасть на стекло и сидения, принимаем меры для предотвращения этого (хотя, думаю, лишнее это. Но, бог его знает как кожа и велюр себя поведут, хотя используют это средство буржуи и в детских садах на мебели и коврах.)
6. Выйти из машины и из распылителя разбрызгать в отверстия воздухозаборника у лобового стекла. Старайтесь не экономить и не лить струёй, а именно разбрызгивать туман – это должен делать нормальный разбрызгиватель. Поскольку все мы любим наши машины, я бы проверил в “незаметном месте действие раствора на краску и стекло :о) : ). Можно просто прикрыть газетой-тряпкой, чтобы не было
потёков воды по капоту. Это была дезинфекция воздуховодов (о чём не пишут сервисы – они только про испаритель говорят).
7. Выключаем двигатель. Ждём минут десять – пусть лизол ведёт неравный бой (неравный для бактерий).
8. Заводим двигатель (кондиционер и вентилятор мы не трогали – они начинают работать вовсю). Открываем автомобиль со стороны пассажира. Включаем внутреннюю рециркуляцию воздуха в салоне (закрываем доступ воздуха с улицы). Окна открыты. Разбрызгиваем не скупясь водную пыль под ноги пассажира, под перчаточный ящик (бардачок). Там находится забор воздуха при режиме рециркуляции.
Воздух попадает на испаритель и далее по системе. При возможности неплохо бы добраться собственно до испарителя и облить его обильно. Но и так пойдёт (при такой-то стоимости процедуры и возможности регулярного повтора!). Выключить зажигание. При необходимости (если всё равно запах донимает) повторить через день.

Читайте также:  Нюансы замены лампы ближнего света на ниссан кашкай

Принцип работы автомобильного кондиционера

Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник, хотя и устроен немного по-другому. Автомобильный кондиционер представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур. Масло нужно для смазки компрессора и всей системы.

Теоретически, заполнить кондиционер можно было бы и обычным пропаном, если бы не его взрывоопасность. Для холодильных систем придумали специальные хлоросодержащие соединения, которые, кроме безопасности, обладают еще и набором нужных характеристик.

Несмотря на некоторые отличия между кондиционерами на автомобилях разных производителей, принципиальная их схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный вариант. Итак, вы нажали на кнопку включения кондиционера. Сработала электромагнитная муфта, стальной прижимной диск , издав характерный щелчок, примагнитился к шкиву . Шкив приводится в движение ремнем и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор . Компрессор сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсор . В народе этот самый конденсор часто называют “радиатором кондиционера”. В конденсоре сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается.

Охладиться ему помогает вентилятор , который включился на первую скорость одновременно с компрессором. Если автомобиль едет – еще лучше, конденсор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться, и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель . Здесь от него отфильтровываются продукты износа компрессора и прочая грязь.

Где-то в районе ресивера-осушителя, часто на нем самом, есть смотровой глазок . Через него на жидкий фреон можно полюбоваться воочию. Вообще-то, ничего интересного, выглядит как газ в зажигалке. Впрочем, глазок сделан не для удовлетворения любопытства. Через него можно визуально оценить, насколько система полна. Если часть фреона утекла в атмосферу, то при работе компрессора в глазке будет видна молочно-белая пена. К сожалению, глазки есть далеко не на всех автомобилях.

Очистившись в ресивере-осушителе, фреон течет в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить свое основное предназначение. Кульминация наступает, когда жидкий фреон проходит через ТРВ . ТРВ, он же терморегулирующий вентиль, представляет собой специальное устройство, регулирующее перегрев пара, выходящего из испарителя. (Перегрев – разница температур на выходе из испарителя и кипения хладагента). ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. Регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, перегрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути, ТРВ является автоматически регулируемым дросселем. Не вдаваясь в термодинамику, можно сравнить ТРВ с соплом аэрозольного баллончика.

Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается. Испаритель – это тот же радиатор, только маленький. Ледяной фреон охлаждает испаритель, а вентилятор сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор.

Круг замыкается. Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть же от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь ледяная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7-ми до 15-ти атмосфер (в аварийных случаях и до 30-ти), то в обратной магистрали давление не превышает 3.5 атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около 5-ти атмосфер.

За правильной работой системы следят несколько датчиков. Количество их варьируется. В нашем случае на ресивере-осушителе стоит датчик включения второй скорости вентилятора. Когда охлаждение конденсора недостаточно (вы стоите в пробке, например), давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор на полную мощность. Датчик выключает компрессор, если давление в напорной магистрали достигает запредельных величин. Датчик выключает компрессор, если температура испарителя становится слишком низкой. Узнайте больше!

Не работает кондиционер

В летнее время поездки на машине становятся настоящим испытанием для автолюбителя. От палящего солнца не спасают даже открытые окна. Выручить в подобной ситуации способен лишь кондиционер. Однако, что делать, если он вдруг перестал включаться или недостаточно охлаждает воздух? Для начала немного теории.

Читайте также:  Ниссан Кашкай вариатор Обзор, советы по эксплуатации и отзывы

Устройство и принцип работы автомобильного кондиционера

Главным элементом автомобильной климатической системы является компрессор. Его функционирование обеспечивается специальной электрической муфтой, вращающейся благодаря передаче крутящего усилия с маховика силового агрегата. Подобное устройство делает невозможной работу кондиционера на заглушенной машине. Компрессором обеспечивается прокачка теплого фреона через отдельный радиатор, где происходит его охлаждение. На следующем этапе хладагент поступает в испаритель. Благодаря большому давлению фреон закипает, в процессе чего значительно снижается его температура. В испарителе газ холодный. Далее он движется в ресивер, в котором фреон возвращается к жидкому состоянию и переходит обратно в компрессор. За наполнение внутренней части автомобиля холодным воздухом отвечает кулер, обдувающий радиаторную зону испарителя.

Основные неисправности автомобильного кондиционера

Причин выхода из строя кондиционера достаточно много. Расскажу на тех, которые по статистике являются наиболее распространенными.

Основная проблема абсолютно всех кондиционеров — негерметичность. Даже в полностью исправном кондиционере через систему соединений его трубок и элементов идет постоянная утечка хладагента — фреона. Через длительный промежуток времени, иногда это месяцы, а иногда годы, фреона становится недостаточно для полноценного охлаждения поступающего воздуха. Постепенно автомобильный кондиционер холодит все хуже и хуже, пока водитель и пассажиры не почувствуют, что он откровенно не работает.

Это самая безобидная проблема и решается она перезаправкой кондиционера с использованием специального автоматического аппарата для заправки кондиционеров. Аппарат подключается к системе трубок кондиционера автомобиля, после чего выполняет ряд действий: откачивает оставшийся в системе халдагент, откачивает оставшийся воздух, создавая вакуум, закачивает в систему небольшое количество масла и закачивает обратно хладагент добавляя его недостающее количество из своего резервуара.

Другие проблемы нерабочего кондиционера связаны с неисправностями.

Неисправный испаритель. Обнаружить указанную поломку можно по неприятному запаху и воде, в большом количестве попадающей внутрь салона. В случае подобных проблем, кондиционер работает крайне неэффективно, порой, совсем не охлаждая воздух. В большинстве случаев к этому приводит засорение трубки слива. В неё может попасть уличная пыль, являющаяся причиной засора. Зачастую поломка сопровождается коррозийными явлениями, особенно часто встречающимися после окончания зимнего периода.

Выход из строя ресивера. Назначение данного элемента – удаление появившейся в системе влаги, а также фильтрация фреона, позволяющая осуществлять удаление из него различных отработанных продуктов. Причина неприятностей – неправильно произведенная заправка хладагента. Проявлениями неисправности служат периодические отключения приборов и иней на шлангах и патрубках.

Проблема с терморегулирующим вентилем. Деталь отвечает за выравнивание температуры хладагента, определяемой внутренним давлением в контуре. Поломка проявляется в виде нерегулярного функционирования системы, обеспечивающей непостоянную подачу охлажденного воздуха. Шланги при этом также обмерзают. В основном подобные явления появляются в случае физических поломок вентиля. Иногда дает о себе знать его неправильная регулировка или излишнее загрязнение.

Выход из строя вентилятора. Кроме охлаждения перетекающего фреона, вентилятор способствует более эффективной подаче холодного воздуха в салон автомашины. Выявить поломку элемента можно по отсутствию шума, обычно сопровождающего его работу. Такое явление провоцирует нарушение электрической проводки. Чуть реже появляется сильный гул, и даже свист. Они говорят о критическом износе подшипников.

Перебои в работе датчика давления. Функциональное назначение элемента состоит в отключении кондиционера в случае повышенного внутреннего давления. Некачественная работа датчика выявляется по самопроизвольным отключениям и нестабильной работой кондиционера.

Самостоятельная диагностика проблемы автомобильного кондиционера.

Обслуживать и ремонтировать автомобильный кондиционер достаточно сложно. Этим должны заниматься профильные специалисты. Если же автолюбитель хочет сэкономить, он может попробовать самостоятельно найти причину проблем и произвести её устранение.

Для этого водителю потребуются:

— Мультиметр, помогающий производить все необходимые замеры показателей бортовой сети;
— Отвертка, необходимая для регулировки или разбора различных компонентов системы кондиционирования.

Проверка проводки начинается с блока предохранителей. Нужно убедиться в их целостности и лишь затем осматривать провода. Как правило, различные проблемы вызывают окислы на разъемах. Если вы обнаружили нечто подобное, клеммы необходимо почистить и покрыть специальной смазкой.

Стоит уделить достаточное внимание приводу. Произведите диагностику состояния ремня. Он не должен иметь провисаний или механических повреждений. Измерьте величину сопротивления катушки муфты и осмотрите шкив. Его вращение должно происходить без люфта и не производить никакого постороннего шума. В случае обнаружения указанных отклонений, требуется заменить подшипник.

Производим осмотр основной магистрали на предмет утечек фреона. Специалисты используют для этого специальную неоновую лампу, в лучах которой жидкости системы кондиционирования начинают светиться. Все обнаруженные течи нужно устранить.

В завершение скажем, что качественная работа автомобильного кондиционера основывается на его регулярном обслуживании. Не забывайте производить замену хладагента, а также заливать внутрь системы специальное масло, способствующее смазыванию его главных элементов. Если это делать вовремя, никаких проблем с функционированием системы не возникнет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector