Ток утечки аккумулятора автомобиля норма и измерение

Ток утечки аккумулятора — нормы утечки тока из АКБ и методы диагностирования проблемы

Информационный сайт о накопителях энергии

Ситуация, когда аккумулятор разряжается за ночь так, что мотор заводится с трудом, знакома многим. Причиной является большой ток утечки аккумулятора автомобиля. Во время простоя происходит саморазряд батареи, забирают энергию паразитные токи в контуре автомобиля. Статья о том, как определить скрытых потребителей, и устранить утечку тока, выявить допустимый расход энергии в авто во время простоя и не посадить батарею

Утечка с аккумулятора при выключенном зажигании

Если зажигание выключено, мотор не работает, аккумулятор не подзаряжается. Вся энергия, накопленная во время движения, расходуется на питание потребителей – обогрев окон, работу медиацентра, освещение. Чем больше невыключенных потребителей, тем быстрее разряжается аккумулятор. Поэтому все приборы при длительном простое должны быть выключенными.

Однако при неправильно собранной схеме телевизора, звуковой системы, кондиционера может быть ток утечки. Часто ошибкой, приводящей к посадке напряжения аккумулятора, становится перевод этих приборов в спящий режим, не полное отключение. Проверка мультиметром на утечку выявит проблему.

К возникновению паразитных токов приводят окисленные контакты проводки. Причина -сопротивление, способствующее нагреву проводов. Паразитные токи в этом случае не главное – можно получить возгорание. К таким же последствиям проводит изношенная электропроводка со скрутками и плохой изоляцией.

Однако и сам аккумулятор со временем теряет емкость и скорость саморазряда увеличивается. Если большой утечки тока нет, а батарея разряжается, значит нужно проверить ее пригодность.

Какой ток утечки аккумулятора автомобиля норма?

Почему же допускается ток утечки аккумулятора, да еще и норма определяется? Каким должен быть ток утечки автомобиля ВАЗ старых моделей и современного АУДИ? Зависит это от оснащенности. В обеих машинах есть часы, охранная сигнализация, но АУДИ есть ЭБУ, который нельзя отключать, аудиосистема.

Часы потребляют 1мА, сигнализация – 20 мА, аудиосистема 3 мА – и норма для утечки тока на автомобиле ВАЗ составит 24-30 мА. Для АУДИ нормой будет 50-80 мА, но там и генератор более мощный, и аккумулятор емкий. Стандартная утечка тока с аккумулятора зависит от его оснащенности.

Как проверить аккумулятор на утечку тока мультиметром

Принимая как норму, ток утечки на собственном авто, можно выполнить замер суммарных паразитных токов мультиметром. Превышение нормы может произойти при коротком замыкании в сети или слишком мощных дополнительных потребителях. Иногда причиной утечки тока с аккумулятора становится неисправность генератора или стартера. Только через последовательную проверку сети на утечку тока можно установить истинную причину просадки емкости аккумулятора автомобиля.

Как замерить ток утечки аккумулятора

Для диагностики утечки тока потребуется тестер-мультиметр – он может работать как вольтметр, омметр и амперметр с проводами и зажимами «крокодилами». Потребуется рожковый ключ, перчатки и блокнот для записей.

Автомобиль следует подготовить:

  • выключить всю электронику, включая видеорегистратор и усилители;
  • отсоединить скрытые потребители в бардачке и под капотом;
  • открыть капот, закрепить его и ослабить минусовую клемму на аккумуляторе;
  • закрыть двери, но окна открыть для возможности проникнуть в салон, если сработает центральный замок.

Порядок измерения утечки тока аккумулятора

  • мультиметр поставить на измерение ампер в положение 10 А;
  • сделать разрыв цепи, подключить в разрыв амперметр только на отрицательном полюсе;
  • снять показания утечки.

При показателях, соответствующих норме – 20-80 мА, диагностика считается законченной.

Найти и устранить утечку

В поисках нарушения, сопровождающегося утечкой тока, придется обследовать цепи всех потребителей. Начинать нужно с установленного внештатного оборудования. Именно там часто находят проблемы. Причины – дополнительный монтаж проводов выполнен в неподходящем и неудобном месте. Они могут нагреваться, перетираться.

Проблемным местом считают сигнализацию и двери. Неисправными могут быть концевики на схеме замыкания и размыкания двери. Сигнализация после включения через 5 минут должна уменьшить потребление тока. Нет – повод к обследованию.

Читайте также:  КамАЗ-5320; Русская техника

Если причины утечки не установлены – проверять нужно генератор. Если силовой агрегат не подзаряжает аккумулятор, это определяется так:

  • Замерить напряжение на клеммах АКБ при отсутствии потребителей – при полной зарядке 12,6- 12,9 В.
  • Завести двигатель, включить потребителей – обогрев, фары, печку, произвести замер на клеммах АКБ – от 12,8 до 14,3 В.

Напряжение на клеммах меньше – генератор не подзаряжает аккумулятор.

Посмотрите видео, как проверить аккумулятор на утечку тока.

Нормальный ток утечки аккумулятора

Под утечкой тока подразумевают наличие тока, протекающего с шины питания на землю или в общий провод. Известно, что пусковая цепь замка зажигания питается от шины 15. Шина 30 питает всю автомобильную сеть с положительной клеммы аккумулятора. Выключенное зажигание не препятствует потреблению энергии другими приборами. Проверка аккумулятора на утечку тока проводится измерением с помощью мультиметра и визуальным обследованием состояния проводов.

Поэтому при большом токе утечки обследуют поочередно потребителей от шины 30:

  • Автомагнитола – на исправной магнитоле утечка составляет 10 мА.
  • Автосигнализация – охранное устройство потребляет до 200 мА тока, в зависимости от марки. Здесь есть обратная связь, приемопередатчик, GSM, но современные системы минимизируют допустимый ток утечки аккумулятора.
  • Блок управления двигателем питается от шины 30, его утечка составляет единицы миллиампер.
  • Климат-контроль, ABS, управление кузовом и другие системы управления суммарно допускают ток утечки в 10 мА.
  • Неисправный генератор полностью разрядит аккумулятор за 30 минут, в штатной ситуации утечка составляет единицы мА.
  • Влажные и грязные контакты создают токи электролиза, паразитные токи. При нормальном содержании проводов и контактов ток утечки составляет около 5 мА.
  • Саморазряд аккумулятора – это тоже ток утечки. Внутренний саморазряд вызывается качеством электролита, сульфатацией, разрушением пластин, и он может превышать все другие потери.

Норма тока утечки складывается с учетом всех потребителей в зависимости от типа марки автомобиля.

Большой ток утечки аккумулятора — проблемы

Большим током утечки, при котором требуется непременно найти проблемную точку, считают величину в 0,5 А. Потеря в пол-ампера за десять часов поглотит 5 А/ч, а оставленный на 4 суток автомобиль разрядится в ноль. Поэтому на длительную стоянку автомобиль оставляют с разомкнутой цепью.

Если в авто есть проблемный узел, в котором создается ток утечки, там обязательно начнется разогрев в транзисторе или микросхеме. Блок выйдет из строя. При утечке тока по проводнику не наступит возгорания, но может повредиться изоляция. Это и приведет к замыканию, интенсивному разогреванию в месте контакта и пожару.

Как найти утечку тока на аккумуляторе без прибора? В темное время суток остановить авто, открыть капот, закрыть дверь, но охрану не подключать. Снять провод с положительной клеммы и подождать 5 минут. Снова подключить клемму аккумулятора. Если искра проскочит мощная – утечка есть. Небольшое искрение – процесс естественный. Дальше следует измерить показатели и определить проблемное место.

Абсолютно точный признак утечки тока без измерения – за неделю стоянки свежий аккумулятор полностью разряжается.

Как проверить утечку тока на автомобиле

Утечка энергии в вашем автомобиле – очень неприятная нотка в композиции ситуаций владения вашим автомобилем. Дело в том, что из-за утечки, вы сами того не подозревая, будите стоять и думать, почему не крутит стартер.

Если вы столкнулись со следующими проблемами, то рекомендуется проверить ваше электрооборудование на потребление энергии в режиме «сна» (в охранном режиме, как вы оставляете своё авто на ночь, со включённой сигнализацией).

  • Сел аккумулятор при работающем генераторе
  • Низкий заряд аккумулятора по маршрутному компьютеру в не заведённом состоянии.

Перед тем, как проверить авто на утечку, отметим, что нормальное потребление тока вашего авто в режиме «сна» составляет не более 0,20-0,40 мА в час.

Читайте также:  Автобусы Богдан, о которых мало кто знает

Как проверить электрооборудование на утечку?

  1. Берём тестер и ставим его в режим амперметра.
  2. Снимаем минусовую клемму от аккумулятора.
  3. Чёрный щуп (-) цепляем на массу аккумулятора, красный(+) цепляем на провод .
  4. Ставим авто как оставляем на ночь ( всё выключаем, ставим на сигнализацию).
  5. Смотрим на показания амперметра. Ещё раз подчеркну, что норма составляет не более 0,04 А в час.

Чаще всего источниками излишнего потребления энергии являются:

  • сигнализация;
  • магнитола;
  • бортовой компьютер (при наличии);
  • генератор.

Как определить конкретный источник потребления энергии?

Возможно всего лишь окисли контакты на аккумуляторе – хорошо зачистите их:

  1. Оставляем наш автомобиль с подключённым амперметром.
  2. Открываем Блок предохранителей и начинаем по очереди вытаскивать предохранители.
  3. Одновременно смотрим на показания амперметра (вытащив предохранитель, вы оборвали цепь, тем самым закрыли источник потребления энергии).
  4. Перебираем все предохранители, пока не найдём самый потребляемый, после снятия которого, показания амперметра показывают допустимые цифры ( не более 0,20-0,40 мА в час).
  5. Найдя нужный предохранитель, смотрим за что он отвечает. Далее уже начинаем работать с непосредственным источником потребления энергии.

После того как перебрали все предохранители, а проблему не нашли, то возможно источник кроется в блоке реле. Либо залипает реле, либо провода износились и замыкают (проверяем на сопротивление все заклёпки и шайбы с изоляцией). В данной ситуации блок реле нужно заменить.

Если после всех проверок предохранителей и реле ничего не обнаружено, значить потребление тока кроется в цепи, неоснащённой предохранителем: Стартер, генератор, и т.д. Вероятнее всего пробит диодный мост (смотрите 3 слабых диода, идущих на возбуждение).

Как проверить утечку тока на автомобиле своими руками, найти причину

  1. Причины
  2. Нормальные значения
  3. Проверка своими руками

Всем привет! Многие из вас сталкивались с ситуацией, когда подходишь утром к своему автомобилю, открываешь дверь, садишься в салон и вставляешь ключ в замок зажигания, а стартер еле крутит или вовсе не запускает двигатель. Хотя казалось бы, аккумулятор новый, еще вчера батарея была заряжена. Если это так, что перед вами утечка. Сегодня говорим о том, как проверить утечку тока на автомобиле.

Если устранить можно не все причины, то хотя бы определить наличие утечки на авто можно своими руками. Если не крутит стартер, еще не гарантия, что утечка идет через стартер или через генератор. Причины бывают разные.

Хотя утечка более характерна для старых отечественных авто, периодически наблюдается на машинах вроде ВАЗ 2110 или ВАЗ 2114, такая проблема встречается и на автомобилях зарубежного производства.

Причины

Перед тем как найти источник проблем, нужно разобраться в потенциальных причинах. Для этого утечки можно разделить на штатные и нештатные.

Причины штатной утечки заключаются в поломке или нарушении работы оборудования, которое стояло на машине еще с завода. Потому здесь чаще всего главными подозреваемыми выступают:

  • Генератор. Его проверку стоит провести в первую очередь. Особенно, если аккумулятор новый или точно исправный;
  • Стартер. Еще один частый гость в автосервисе, провоцирующий утечку тока;
  • Аудиосистема. Штатные, и особенно старые аудиосистемы не редко оказываются виновными в происходящем. Их проверка также не помешает;
  • Сигнализация. Если с завода на вашу машину устанавливали сигнализацию, проверить ее тестером не составит большого труда;
  • Проводка. Тут уже дело более объемное, поскольку проводки даже в старых автомобилях огромное множество.

В основном автомобилисты не сталкиваются именно с этими источниками утечки тока. Они могут проявляться, когда машина прошла уже около 200 тысяч километров, что само собой объясняется сильным износом основных узлов.

Но торопиться с выводами тоже нельзя. Если нештатные причины не обнаруживаются, тогда стоит начать с проверки штатного, то есть заводского оборудования.

Что же касается наиболее распространенных причин утечки, то они как раз приходятся на дополнительное оборудование. Их также называют приобретенными утечками. И наверняка виновником являетесь вы, либо криворукий специалист, который неправильно поставил дополнительные системы, агрегаты и узлы.

Читайте также:  Калининградка помогла полиции найти пропавшего мальчика; Вести-Калининград

Среди нештатных источников могут встречаться следующие компоненты:

  • аудиосистема;
  • парктроник;
  • камера заднего вида;
  • зеркало с камерой или подсветкой;
  • антирадар;
  • видеорегистраторы;
  • сигнализация;
  • мониторы;
  • навигаторы;
  • климатическое оборудование;
  • зарядные устройства и пр.

Перечислять все то, что можно навесить на машину, бесконечно долго. Даже какая-то лампочка легко может оказаться причиной всех проблем.

Статистика наглядно показывает, что около 90% всех утечек приходятся на нештатное оборудование.

Нормальные значения

А как определить, что есть утечка? Это диагностируется по отклонению от нормальных показателей утечки. Да, действительно существует допустимая норма, когда отток не считается патологией автомобиля.

Машина включает в себя большое количество проводки и оборудования, питающегося электричеством. Потому в любом случае аккумулятор часть своего заряда теряет. Если это небольшие показатели, ничего страшного в них нет. Есть и другая причина утечки. Минус АКБ прикручивают на кузов, у которого масса внушительная, а потому возникает и статическая энергия. В итоге ток постепенно утекает.

Сказать точно, какие именно значения утечки нормальные, достаточно сложно. Определить норму можно исходя из марки машины, габаритов транспортного средства и используемого оборудования. Многие иномарки вовсе не имеют такую проблему как естественная утечка.

Но если показатели составляют около 15-75 мА, паниковать не стоит. Это совершенно нормальные значения. Средние по габаритам легковые автомобили европейского класса С или В могут терять около 40 мА. Для крупных авто допускается около 80 мА утечки.

Проверка своими руками

Когда вы не можете нормально запустить двигатель, или при подходе к автомобилю двери не открываются, и это повторяется не один раз, проблема утечки действительно есть.

Проверку можно выполнить своими руками. Здесь ничего сложного нет. Воспользуйтесь тестером, то есть мультиметром. Это крайне полезное и многофункциональное устройство. Хотя допускается применение обычного амперметра.

  • Поднимите капот, зафиксируйте, чтобы он не упал вам на голову;
  • Найдите аккумулятор. Так вот же он;
  • Снимите минусовую клемму с АКБ. Для этого понадобится ключ подходящего размера;
  • Откиньте клемму на некоторое время;
  • Возьмите мультиметр;
  • Переведите его в режим амперметра;
  • Щупы тестера устанавливаются на разрыв между клеммой и контактом аккумулятора;
  • На экране мультиметра появятся значения утечки.

Если эти значения показываются в мА, то есть миллиамперах, то все у вас хорошо. Если же там показано несколько ампер, проблема серьезная, и она требует немедленного решения.

Замерить утечку достаточно просто. Когда параметр нормальный, можно собирать все в обратной последовательности и зачехлять свой мультиметр. При наличии сильных утечек тока я не рекомендую пытаться починить электрику своими руками.

Есть вариант, при котором виновником в проблеме оказывается навесное дополнительное оборудование. Попробуйте отключить тот же навигатор, магнитолу или нештатную сигнализацию. Что-то изменилось? Если утечка прекратилась, либо вернулась к норме, то вы нашли источник. Но когда причина кроется в генераторе, стартере и прочих важных узлах, то самым правильным выходом из ситуации станет обращение в автосервис.

Электрика является крайне сложной и ответственной составляющей в вопросах ремонта транспортного средства. Без опыта, навыков и хотя бы базовых знаний об устройстве электрооборудования машины лезть туда не имеет никакого смысла. Вы только навредите и сделаете еще хуже. В лучшем случае придется покупать новую аккумуляторную батарею. В худшем спровоцируете короткое замыкание в электросети, что потенциально обернется дорогостоящим ремонтом.

А случались ли утечки тока на вашем автомобиле? Пишите об этом в комментариях. Также обязательно расскажите, что было источником проблемы и как вы ее решили.

Спасибо всем, кто с нами! Подписывайтесь, оставляйте отзывы, задавайте вопросы и приглашайте к нам своих друзей!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector