Танк ИС-7 тяжёлый, как выглядит, сколько весит, тактико-технические характеристики (ТТХ), история со

Тяжелый танк ИС-7 Энциклопедия военной техники

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Боевая масса, т: 68
Скорость хода, км/ч: 59,6
Вооружение: 130-мм нарезная пушка С-70; два 14,5-мм пулемета КПВ; шесть 7,62-мм пулеметов
Запас хода, км: 190
Экипаж, чел.: 5

Литература

Тяжелый танк ИС-7

В конце 1944 года в конструкторском бюро Опытного завода № 100 приступили к эскизным проработкам нового тяжелого танка. Предполагалось, что эта машина воплотит в себе весь опыт, накопленный при конструировании, эксплуатации и боевом применении тяжелых танков в годы войны. Не найдя поддержки у наркома танковой промышленности В. А. Малышева, директор и главный конструктор завода Ж. Я. Котин обратился за помощью к шефу НКВД Л. П. Берии. Последний оказал необходимое содействие, и в начале 1945 года полным ходом начались проектные работы над несколькими вариантами танка – объектами 257, 258 и 259. В основном они различались типом силовой установки и трансмиссией (электрическая или механическая). Летом 1945 года в Ленинграде началось проектирование объекта 260, получившего индекс ИС-7. Для его детальной проработки было создано несколько узкоспециализированных групп, руководителями которых назначили опытных инженеров, имевших большой опыт в создании тяжелых машин. Рабочие чертежи были выполнены в крайне сжатые сроки, уже 9 сентября 1945 года их подписал главный конструктор Ж. Я. Котин. Корпус танка был спроектирован с большими углами наклона броневых листов.

Лобовая часть – трехгранная, по типу ИС-3, но не так сильно выступающая вперед. В качестве силовой установки планировалось использование блока из двух дизелей В-16 общей мощностью 1200 л. с. Электрическая трансмиссия была аналогична установленной на ИС-6. Топливные баки располагались в подмоторном фундаменте, где за счет скошенных внутрь бортовых листов корпуса образовалось пустое пространство. Вооружение танка ИС-7, состоявшее из 130-мм пушки С-26, трех пулеметов ДТ и двух 14,5-мм пулеметов Владимирова (КПВ), размещалось в литой башне приплюснутой формы. Несмотря на большую массу – 65 т, машина получилась очень компактной. Был построен деревянный макет танка в натуральную величину. В 1946 году началось проектирование другого варианта, имевшего тот же заводской индекс – 260. Во второй половине 1946 года по чертежам конструкторского отдела танкового производства в цехах Кировского завода и филиала завода № 100 были изготовлены два опытных образца объекта 260. Первый из них собрали 8 сентября 1946 года, прошел до конца года на ходовых испытаниях 1000 км и по их результатам отвечал основным тактико-техническим требованиям.

Была достигнута максимальная скорость 60 км/ч, средняя скорость по разбитой булыжной дороге составила 32 км/ч. Второй образец был собран 25 декабря 1946 года и прошел на ходовых испытаниях 45 км. В процессе конструирования новой машины было выполнено около 1500 рабочих чертежей, внедрено в проект более 25 решений, ранее не встречавшихся в танкостроении, к разработкам и консультациям привлекались более 20 институтов и научных учреждений. В связи с отсутствием мотора мощностью 1200 л. с. предполагалось установить в ИС-7 спаренную установку двух дизелей В-16 завода № 77. Одновременно Министерство транспортного машиностроения СССР (Минтрансмаш) поручило заводу № 800 изготовить необходимый двигатель. Завод задания не выполнил, а спаренная установка завода № 77 опоздала к срокам, утвержденным Минтрансмашем. Кроме того, она не была отработана и испытана заводом-изготовителем. Испытания и доводка проводились филиалом завода № 100 и выявили ее полную конструктивную непригодность. Не имея необходимого двигателя, но стремясь выполнить в срок правительственное задание, Кировский завод совместно с заводом № 500 Минавиапрома приступил к созданию танкового дизеля ТД-30 на базе авиационного АЧ-300. В результате на двух первых образцах ИС-7 установили двигатели ТД-30, которые показали в процессе испытаний свою пригодность, но из-за плохой сборки требовали доводки. При работе над силовой установкой был частично внедрен, а частично опробован в лабораторных условиях целый ряд новшеств: мягкие резиновые топливные баки общей емкостью 800 литров, противопожарное оборудование с автоматическими термозамыкателями, срабатывавшими при температуре 100°-110°С, эжекционная система охлаждения двигателя. Трансмиссия танка была спроектирована в двух вариантах.

Первый, изготовленный и испытанный в ИС-7, имел шестиступенчатую КП с кареточным переключением и синхронизаторами. Механизм поворота – планетарный, двухступенчатый. Управление имело гидравлические сервоприводы. При испытаниях трансмиссия показала хорошие тяговые качества, обеспечив высокие скорости машины. Второй вариант шестиступенчатой механической трансмиссии был разработан совместно с МВТУ имени Н. Э. Баумана. Трансмиссия планетарная, 4 ступенчатая, с механизмом поворота тиг ЗК. Управление танком облегчалось гидравлическими сервоприводами с перспективным выбором передач. При разработке ходовой части конструкторским отделом был спроектирован ряд вариантов подвесок, изготовленных подвергнутых лабораторно-ходовым испытаниям на серийных танках и на первом опытном ИС-7. На их основании были разработаны окончательны рабочие чертежи всей ходовой части. Впервые в отечественном танкостроении были применены гусеницы с резинометаллическим шарниром, гидравлические амортизаторы двухсторонней действия, опорные катки с внутренне амортизацией, работающие при больших нагрузках, пучковые торсионы. Была установлена 130-мм пушка С-26 с новым щелевым дульным тормозом. Высокая скорострельность (6-выстрелов в минуту) обеспечивалась применением механизма заряжания.

На танке ИС-7 размещалось 7 пулеметов: один калибра 14,5-мм и шесть калибра 7,62-мм Силами лаборатории отдела главного конструктора Кировского завода был изготовлен дистанционный синхронно-следящий электропривод пулеметно установки с использованием отдельных элементов аппаратуры иностранной техники. Изготовленный образец турельной установки двух 7,62-мм пулеметов был смонтирован на корме башни опытного танка и прошел испытания, обеспечив высокую маневренность пулеметного огня. Кроме двух образцов, собранных на Кировском заводе и проходивших ходовые испытания в конце 1946 – начале 1947 года, на Ижорском заводе изготовили еще два броневых корпуса и две башни. Эти корпуса и башни испытывались обстрелом из орудий калибра 81-мм 122-мм и 128-мм на полигоне ГАБТУ Кубинка. Результаты испытаний легли основу окончательного варианта бронирования нового танка.

В течение 1947 года в КБ Кировского завода шла интенсивная работа по созданию проекта улучшенного варианта ИС-7. Проект многое сохранил от своего предшественника, но вместе с тем в него было внесено немало существенных изменений. Корпус стал немного шире, а башня – более приплюснутой. ИС-7 получил гнутые борта корпуса, предложенные конструктором Г. Н. Москвиным. Было усилено вооружение машина получила новую 130-мм пушку С-70 с длинной ствола 54 калибра. Ее снаряд массой 33,4 кг покидал ствол с начальной скоростью 900 м/с. Новинкой для своего времени стала система управления огнем. Прибор управления огнем обеспечивал наведение стабилизированной призмы на цель независимо от пушки, автоматическое приведение пушки к стабилизированной линии прицеливания при выстреле и автоматическое производство выстрела. Танк имел 8 пулеметов, из них два КПВ калибра 14,5-мм. Один крупнокалиберный и два РП-46 калибра 7,62-мм (модернизированный послевоенный вариант пулемета ДТ) были установлены в маске пушки. Еще два РП-46 находились на надгусеничных полках, два других, повернутых назад, крепились снаружи по бортам кормовой части башни. Все пулеметы с дистанционным управлением. На крыше башни на специальной штанге устанавливался второй крупнокалиберный пулемет, оснащенный опробованным на первом опытном танке синхронно-следящим дистанционным электроприводом наведения, позволявшим вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям без выхода из танка. В целях повышения огневой мощи конструкторами Кировского завода в инициативном порядке разрабатывался строенный вариант (1х14,5-мм и 2х7,62-мм) зенитной пулеметной установки. Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, 400 патронов калибра 14,5-мм и 2500 патронов калибра 7,62-мм. Для первых образцов ИС-7 совместно с НИИ артиллерийского вооружения впервые в отечественном танкостроении использовались эжекторы, изготовленные из фрезерованных броневых листов. Причем пять разных моделей эжекторов проходили предварительные испытания на стендах. Был установлен инерционный сухой матерчатый воздушный фильтр с двумя ступенями очистки и автоматическим удалением пыли из бункера с использованием энергии выхлопных газов. Емкость мягких топливных баков, изготовленных из специальной ткани и выдерживавших давление до 0,5 атм., была доведена до 1300 л.

Был установлен вариант трансмиссии, разработанный в 1946 году совместно с МВТУ им. Баумана. Ходовая часть включала в себя семь опорных катков большого диаметра на борт и не имела поддерживающих роликов. Катки выполнялись двойными, с внутренней амортизацией. Для улучшения плавности хода были применены гидравлические амортизаторы двустороннего действия, поршень которых располагался внутри балансира подвески. Амортизаторы разрабатывались группой инженеров под руководством Л. 3. Шенкера. Гусеница шириной 710-мм имела литые траки коробчатого сечения с резинометаллическим шарниром. Их применение позволило увеличить износоустойчивость и уменьшить шум при движении, но в то-же время они были сложны в производстве.

Автоматическая система пожаротушения конструкции М. Г. Шелемина состояла из датчиков и огнетушителей, установленных в моторно-трансмиссионном отделении, и была рассчитана на трехразовое включение в случае загорания. Летом 1948 года Кировский завод изготовил четыре ИС-7, которые после проведения заводских испытаний передали на государственные. Танк произвел сильное впечатление на членов приемной комиссии: при массе 68 т машина без труда развивала скорость 60 км/ч, обладала отличной проходимостью. Его броневая защита в то время была практически неуязвима. Достаточно сказать, что танк ИС-7 выдерживал обстрел не только 128-мм немецкой пушки, но и собственного 130-мм орудия. Тем не менее испытания не обошлись без ЧП. Так, во время одного из обстрелов на полигоне снаряд, скользнув по гнутому борту, ударил в блок подвески, и тот, видимо, слабо приваренный, отскочил от днища вместе с катком. Во время пробега другой машины двигатель, выработавший уже гарантийный срок на испытаниях, загорелся. Система пожаротушения дала две вспышки для локализации пожара, но погасить возгорание не смогла. Экипаж покинул машину, и она полностью сгорела. Но, несмотря на ряд критических замечаний, в 1949 году военные выдали Кировскому заводу заказ на изготовление партии из 50 танков. Заказ этот по неясным причинам не был выполнен. Главное бронетанковое управление обвиняло завод, который, по его мнению, всячески задерживал изготовление оснастки и приспособлений, необходимых для серийного производства. Заводчане ссылались на военных, которые “зарубили” машину, требуя снизить массу до 50 т. Достоверно известно только одно, ни одна из 50 заказанных машин не покинула цехов завода.

Читайте также:  Штраф за перевозку детей без кресла в 2019 году — наказание за отсутствие автокресла

Тактико-технические характеристики тяжелого танка ИС-7

Боевая масса, т – 68
Экипаж, чел. – 5
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед – 11170
ширина – 3440
высота – 2600
клиренс – 410
Броня, мм:
лоб корпуса – 150
борт корпуса – 150-100
корма – 100-60
башня – 210-94
крыша – 30
днище – 20
Вооружение: 130-мм нарезная пушка С-70; два 14,5-мм пулемета КПВ; шесть 7,62-мм пулеметов
Боекомплект: 30 выстрелов, 400 патронов калибра 14,5-мм, 2500 патронов калибра 7,62-мм
Двигатель: М-50Т, дизельный, 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 1050 л. с. при 1850 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см.кв – 0,97
Скорость по шоссе, км/ч – 59,6
Запас хода по шоссе, км – 190

Для нового танка на Кировском заводе разработали механизм заряжания по типу морских установок, имевший электропривод и малые габариты, что совместно с результатами испытаний башни обстрелом и замечаний комиссии ГАБТУ позволило создать более рациональную по снарядостойкости башню. Экипаж состоял из пяти человек, причем четверо размещались в башне. Командир находился справа от орудия, наводчик – слева и два заряжающих сзади. Заряжающие управляли пулеметами, расположенными в корме башни, на надгусеничных полках и крупнокалиберным на зенитной установке.

В качестве силовой установки на новом варианте ИС-7 использовался серийный морской 12-цилиндровый дизель М-50Т мощностью 1050 л. с. при 1850 об/мин. Он не имел себе равных в мире по совокупности основных боевых показателей. При боевой массе, как у немецкого “Королевского тигра”, ИС-7 значительно превосходил этот один из сильнейших и самый тяжелый серийный танк Второй мировой войны, созданный на два года раньше, как по броневой защите, так и по вооружению. Остается только сожалеть, что производство этой уникальной боевой машины так и не было развернуто.

Советский тяжёлый танк ИС-7

Тяжёлый танк ИС-7 («Объект 260») спроектирован в ОКБ ЛКЗ (г. Ленинград) под руководством Ж.Я. Котина (ведущий инженер Н.Ф. Шашмурин) в 1946-1948 годах. Первый опытный образец танка, получивший обозначение «Объект 260», был изготовлен на ЛКЗ (г. Ленинград) 8 сентября 1946 года. Всего в 1946-1947 годах ЛКЗ изготовил 6 опытных танков ИС-7, прошедших испытания в 1946-1948 годах. 18 февраля 1949 года было принято решение о прекращении работ по танку ИС-7 по причине большой массы танка и сложности конструкции.

Описание конструкции танка ИС-7

Танк ИС-7 имел классическую схему общей компоновки с расположением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса и башне, установленной сверху — боевого отделения, в кормовой части корпуса – моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж танка состоял из пяти человек и размещался: командир танка в башне справа от пушки, механик-водитель – в отделении управления по продольной оси танка, наводчик орудия – в башне слева от пушки, заряжающие – в башне за командиром танка и наводчиком орудия.

Корпус танка сварной из листов катанной гомогенной брони с лобовой деталью типа «щучий нос» и гнутыми бортами. Верхние броневые листы лобовой детали корпуса толщиной 150 мм были наклонены под углом 680 от вертикали и имели углы подворота 580. Нижний броневой лист лобовой детали корпуса толщиной 150 мм имел угол наклона 500 от вертикали. Борт корпуса танка сваривался из трёх броневых листов: верхнего листа толщиной 150 мм, расположенного под углом 520 от вертикали, среднего цельногнутого листа толщиной 100 мм и нижнего листа толщиной 16 мм, имевшего угол наклона 630. Крыша корпуса, состоявшая из двух броневых листов толщиной 20 мм.

Цельнолитая башня сферической формы имела в лобовой детали переменную толщину брони от 210 до 90 мм с углами наклона стенок от 00 до 450. Диаметр погона башни «в свету» составлял 2300 мм. В лобовой детали башни устроена амбразура для установки пушки и спаренных пулемётов, прикрытая броневой маской. В крыше башни имелись: в передней части крыши над местами командира танка и наводчика орудий – люки с поворотными погонами и прицельно-наблюдательными приборами, в средней части крыши – большой прямоугольный люк для посадки заряжающих и погрузки боеприпасов, перед этим люком – башенный вентилятор, на кормовой части крыши – кронштейн с зенитным пулемётом. На стенках кормовой ниши башни смонтированы броневые кожухи, с ориентированными назад, подвижными пулемётами.

Основное вооружение танка состояло из одной 130-мм нарезной пушки С-70 с малогабаритным механизмом заряжания (установлен на образце №4 в 1948 году), размещённым в кормовой нише башни, два 14,5-мм пулемёта КПВ-44, один из которых был спарен с пушкой (монтировался сверху на люльке пушки), второй – зенитный (монтировался на кронштейне в кормовой части крыши башни), шесть 7,62-мм пулемётов РП-46 (два — спаренных с пушкой, два курсовых – установлены в броневых кожухах на бортах в средней части корпуса, два кормовых – установлены в броневых кожухах на стенках кормовой ниши башни). Боекомплект танка состоял из 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, 400 патронов калибра 14,5-мм и 2500 па-тронов калибра 7,62-мм.

Для стабилизации вооружения в вертикальной плоскости, при ведении огня с ходу, на танке использовался гироскопический прибор управления выстрелом «Штурм» (крепился к люльке пушки) с электромеханическим следящим (амплидинными) силовым приводам вертикального наведения орудия, обеспечивавший автоматическое наведение орудия на цель в соответствии со стабилизированной линией прицеливания и производство выстрела с необходимым упреждением. Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренных пулемётов использовались телескопический шарнирный прицел ТШ-46В (установленный на приборе «Штурм») и перископический прицел ПТ-47А с дальномерной шкалой. Для управления огнём танка и его корректировки место командира танка оснащалось следящими системами командирского управления в двух плоскостях, включёнными в систему амплидинных электроприводов поворота башни и подъёма пушки. Для наблюдения и корректировки огня место командира танка оснащалось перископическим прибором наблюдения ТПК-2, с помощью рукояток управления которым командир танка мог брать управление огнём из пушки и спаренных пулемётов на себя, кроме того – он мог вести огонь из зенитного пулемёта.

В силовой установке танка использовался V-образный четырёхтактный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель М-50Т жидкостного охлаждения (эжекционная система) и при-водным центробежным нагнетателем мощностью 1050 л.с. В силовой передаче танка использовалась однопоточная механическая трансмиссия, в состав которой входили: планетарная коробка передач, механизм поворота типа «ЗК», два комбинированных двухрядных (один ряд планетарный) бортовых редуктора и система гидросервоуправления.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту состояла из одного двускатного литого направляющего колеса переднего расположения с кривошипным винтовым механизмом натяжения гусеницы, семи двускатных опорных катков с внутренней амортизацией диаметром 730 мм с индивидуальной пучковой торсионной подвеской, рычажно-поршневыми гидроамортизаторами (внутри балансиров первого, второго, шестого и седьмого узлов подвески) и пружинными ограничителями хода балансиров, одного ведущего колеса заднего расположения сосменными зубчатыми венцами цевочного зацепления и одной мелкозвенчатой гусеницы с резинометаллическим шарниром из 93 траков шириной 700 мм.

Для внешней связи на танке устанавливалась радиостанция 10РТ, для внутренней связи – танковое переговорное устройство ТПУ-47. Для тушения пожара в танке использовалось автоматическое углекислотное противопожарное оборудование с термозамыкателями и световой сигнализацией о возгорании. Для постановки дымовой завесы использовались дымовые шашки МДШ.

Основные модификации танка ИС-7

«Объект 260» (ИС-7 обр. 1946 г.) – опытный тяжёлый танк, спроектированный ОКБ Ленинградского филиала Опытного завода №100 и Отделом главного конструктора танкового производства ЛКЗ под руководством Ж.Я. Котина (ведущий инженер П.П. Исаков) в 1945-1946 годах на основе проектов тяжёлых танков «Объект 258», «Объект 259», «Объект 260» и «Объект 261». 12 февраля 1946 года Постановлением СНК СССР танку было присвоено открытое обозначение ИС-7, за основу которого был определён проект танка «Объект 260». Всего было изготовлено на ЛКЗ два опытных танка «Объект 260» и два комплекта корпусов и башен для испытаний обстрелом, позже получивших обозначение ИС-7 образца 1946 года (первый – 8 сентября, второй – 25 декабря 1946 года). В течении 1946 года оба танка проходили интенсивные заводские испытания. 1 августа 1947 года испытания танков завершили, сосредоточив усилия по доводке проекта усовершенствованного варианта танка ИС-7.

Читайте также:  Фаршированный верблюд - Блог позитива

От танка ИС-7 образца 1947 танк «Объект 260» отличался:

— Конструкцией броневого корпуса, имевшего меньшую ширину, составной борт из катанных броневых листов (верхний толщиной 150 мм, среднего – 100 мм, нижнего – 16 мм), иную компоновку моторно-трансмиссионного отделения в связи с использованием другого двигателя и силовой передачи, иную крышу моторно-трансмиссионного отделения, обусловленную применением вентиляторной системы охлаждения силовой установки.

— Формой литой башни (толщина бронирования лобовой детали 240 мм) с резко выраженной кормовой нишей и иной лобовой деталью (в ходе испытаний обстрелом признана неудачной и подлежала замене). Диаметр погона башни «в свету» составлял 2000 мм. На вварной крыше башни толщиной 30 мм размещались: в передней части справа – командирская башенка с тремя смотровыми приборами и люком, слева – головка прицела наводчика орудия, в средней части башни посредине монтировался колпак башенного вентилятора, за нем справа прямоугольный двухстворчатый люк первого заряжающего, слева – люк для посадки наводчика орудия и второго заряжающего с вращающимся погоном, на котором установлена зенитно-пулемётная установка, в задней стенке кормовой башни размещалась пулемётная башенка со спаренными пулемётами.

— Основное вооружение танка состояло из одной 130-мм нарезной пушки С-26 с автоматом заряжания в кормовой нише башни, одного 14,5-мм пулемёта КПВ-44 (на зенитно-пулемётной установке), семи 7,62-мм пулемётов ШКАС (один спарен с пушкой, два – в броневых коробах на маске пушки, два в броневых коробах на надгусеничных полках для стрельбы в тыл, два в дистанционно управляемой башенке на корме башни). Боекомплект танка составлял 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания для пушки, 300 патронов калибра 14,5-мм и 2000 патронов калибра 7,62-мм.

— В силовой установке использовался четырёхтактный V-образный двенадцати цилиндровый дизельный двигатель ТД-30 жидкостного охлаждения (вентеляторная система) с приводным центробежным нагнетателем мощностью 1200 л.с..

— Силовая передача танка механическая однопоточная состояла из многодискового главного фрикциона, трёхвальной шестиступенчатой коробки передач с коретками переключения и синхронизаторами, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота, двух планетарных бортовых редукторов, системы гидросервоуправления.

— В ходовой части танка применялась двухвальная трубчато-стрежневая подвеска и опорные катки диаметра 703 мм в отличии от ИС-7.

— Для внутренней связи в танке было установлено танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис.

Для танка «Объект 260» разрабатывались прицельно-наблюдательные инфракрасные приборы на основе немецких разработок, но их создание затянулось до начала 1950-х годов.

ИС-7 обр. 1947 г. – опытный тяжёлый танк, спроектированный ОКБ ЛКЗ (1 января 1947 года Отдел главного конструктора танкового производства ЛКЗ и ОКБ Ленинградского филиала Опытного завода №100 объединились) под руководством Ж.Я. Котина в 1947-1948 годах на основе конструкции танка ИС-7 обр. 1946 г. Первый образец танка был выпущен на ЛКЗ 24 ав-густа 1947 года, второй – 6 октября, третий – 30 декабря, четвёртый – 11 июля 1948 года. После принятия решения о прекращении работ по доводке танка ИС-7, опытные танки продолжали использоваться для испытаний узлов и агрегатов перспективных тяжёлых танков до начала 1950-х годов.

Советский тяжелый танк ИС-7 (25 фото + 1 видео)

ИС-7 был безусловно самым мощным танком своего времени в мире. По совокупности характеристик он значительно превосходил все существующие на тот момент и даже перспективные машины. Но планы военно-политического руководства на ракетно-ядерный конфликт похоронили саму концепцию столь мощного и дорогого танка. Ставка была сделана на полчища дешёвых средних танков.

Один из лучших

Советский тяжёлый танк ИС-7 должен был впитать в себя весь опыт Второй мировой войны и стать боевой машиной, превосходящей на голову все существующие. Он получил отличную защиту, мощное вооружение и был способен передвигаться практически со скоростью среднего танка. ИС-7 разработали в крайне сжатые сроки, создав более 1500 чертежей, применив более 25 новаторских идей, нетипичных для танкостроения и задействовав более 20 научных учреждений.

Но почему-то этот инновационный танк не стал основой советских бронетанковых войск, более того, ни один из заказанных в количестве 50 образцов ИС-7 так и не покинул заводские ворота.

Создание

Для создания ИС-7 были привлечены конструкторы, набравшиеся много опыта во время проектирования тяжёлых танков. Главный конструктор Котин возглавил эти работы, начавшиеся в 1945 году. Тогда прорабатывалось три варианта, а именно объект 257, 258 и 259. Их отличие заключалось в двигателе и трансмиссии.

Позже, летом 1945 года, появилась очередная версия — объект 260, который потом и стал ИС-7.

9 сентября чертежи были подписаны Котиным, но в 1946 году решили, не меняя индекс, изменить танк.

В первом образце предполагали использовать электрическую трансмиссию и два дизельных двигателя В-16.

Во второй, ставший окончательным, установили более традиционную силовую установку.

8 сентября 1946 года был собран первый образец, показавший на испытаниях соответствие требованиям. 25 декабря был собран второй.

Главный испытатель, Кульчицкий, оказался в восторге от лёгкости управления новой машиной, чей вес достигал 68 тонн.

Броня ИС-7 не пробивалась даже собственным орудием, во время одного из испытаний внутрь поместили собак, которые совершенно не пострадали от обстрела.

Однако, были и негативные моменты вроде пожара из-за выработавшего ресурс двигателя и разрушения подвески из-за обстрела.

ИС-7 получился очень удачным, но, по непонятным причинам, производство первой опытной партии постоянно откладывалось, позже было предложено снизить его вес до 50 тонн, что было невозможным для заданных характеристик. В итоге серийное производство так и не началось, а в наши дни остался лишь один экземпляр ИС-7, стоящий в музее в Кубинке.

Конструкция и компоновка

Предполагалось, что танк станет по настоящему инновационным, благодаря сочетанию своих тактико-технических характеристик.

При весе в 68 тонн, примерно равном Королевскому Тигру, ИС-7 намного превосходил его в защите, подвижности и огневой мощи, выйдя всего на 2 года позже. Это стало возможным благодаря сильно дифференцированной броне, расположенной под значительными наклонами и решениям вроде щучьего носа.

Танк был создан по классической компоновочной схеме, мехводом в начале корпуса, башней, вмещающей в себя остальных 4 членов экипажа, посередине и моторно-трансмиссионным отделением сзади. Ведущие колёса и трансмиссия также находились сзади.

Корпус и башня обладали весьма непривычной формой, берущей своё начало у ИС-3 и обеспечивали большую приведённую толщину брони вместе с хорошими шансами рикошета.

Корпус

Для обеспечения максимальной защиты, как показал опыт Второй мировой войны и Т-34, необходимо располагать броню под наклоном. На ИС-3 пошли ещё дальше и верхний лобовой лист не просто поставили под углом, а ещё и разделили на две части, наклонённые друг к другу. Такая форма обеспечивала большую защиту чем один прямоугольный кусок брони от огня в лоб и получила название «щучий нос».

ИС-7 тоже получил такой же лоб, из двух листов толщиной 150 мм, установленных под углом 65°. Благодаря форме приведённая толщина брони достигла 260 мм. Таким образом, ИС-7 стал первым танком, способным выдержать выстрел немецкого орудия PaK 44 L/55 калибром 128 мм, установленного на Ягдтигр. Также, он выдерживал и своё 130 мм орудие С-70. Нижний бронелист имел толщину 150 мм и был расположен под углом 50°.

Борта были сложной изогнутой формы, причём, для большей прочности, выгибались прессом, и состояли из верхней, толщиной 150 мм части, и нижней, вогнутой внутрь, 100 мм части.

Корма также была сложной изогнутой формы и состояла из двух деталей — верхней 60 мм и нижней 100 мм.

В корпусе находились резиновых баков, способных выдерживать давление 0,5 атм и общей ёмкостью 1300 литров.

Башня

У первых прототипов башня сильно напоминала установленную на ИС-3, но позже была изменена.

Она стала более приплюснутой и бронированной, производилась с помощью литья, толщина плавно менялась, от 210 мм во лбу до 94 в корме, под переменным наклоном в 51° — 60°. Также установили очень прочную маску орудия, толщиной 355 мм.

Читайте также:  Позволяет ездить на такси всего за 1 рубль

4 члена экипажа размещались внутри башни — два заряжающих в задней части башни, наводчик слева от орудия и командир справа.

Вооружение

В качестве орудия на танк сначала установили пушку С-26 калибром 130 мм, 3 пулемёта ДТ и 2 КПВ.

Позже орудие сменили на С-70 такого же калибра, с начальной скоростью полёта снаряда 900 м/с и 8 пулемётов.

Появился прибор управления огнём, сделавший независимым наведение прицела от положения пушки. Наводчик указывал точку прицеливания, после чего стабилизированное орудие автоматически наводилось в нужное место.

Ещё одной новинкой стал транспортёр для снарядов, облегчавший работу экипажа. Благодаря ему и 2 заряжающим, скорострельность ИС-7 достигала 8 выстрелов в минуту.

3 пулемёта устанавливались в маске пушки, 2 РП-46 на надгусеничных полках, ещё два на задней части башни, также был зенитный, установленный на штанге, прикреплённой к крыше башни. Все они обладали дистанционным управлением и наводились заряжающими.

Боекомплект пушки составлял 30 снарядов, пулёметов — 400 крупнокалиберных и 2500 мелкокалиберных патронов.

Двигатель и трансмиссия

В самом начале прорабатывались несколько вариантов силовой установки, например, состоящей из 2 дизельных двигателей В-16 мощностью 1200 л.с. и электрической либо механической трансмиссией.

Позже на танк установили серийный и проверенный дизель М-50Т мощность 1050 л.с. Его недостатком было то, что он предназначался для морских катеров, в связи с чем обладал довольно крупными габаритами.

На ИС-7 установили эжекторную систему охлаждения, впервые для советского танкостроения, и инерционный воздушный фильтр.

Трансмиссию не стали излишне усложнять и оставили обычную механическую. Испытатель позже вспоминал, что переключение передач было очень лёгким, как и управление танком в целом.

Также установили автоматическую систему пожаротушения, созданную Шемелиным, которая следила с помощью датчиков за состоянием МТО и могла включаться до 3 раз, однако на испытаниях один танк полностью сгорел, так и не сумев потушиться.

Трансмиссия танка была спроектирована в двух вариантах. Первый, изготовленный и испытанный в ИС-7, имел шестиступенчатую КП с кареточным переключением и синхронизаторами. Механизм поворота — планетарный, двухступенчатый. Управление имело гидравлические сервоприводы. При испытаниях трансмиссия показала хорошие тяговые качества, обеспечив высокие средние скорости танка.

Второй вариант механической трансмиссии был разработан совместно с МВТУ имени Н.Э.Баумана. Трансмиссия — планетарная, 8-ступенчатая, с механизмом поворота типа ЗК. Управление танком облегчалось гидравлическими сервоприводами с перспективным выбором передач.

При разработке ходовой части конструкторским отделом был спроектирован ряд вариантов подвесок, изготовленных и подвергнутых лабораторно-ходовым испытаниям на серийных танках и на первом опытном танке ИС-7. На их основании были разработаны окончательные рабочие чертежи всей ходовой части.

Впервые в отечественном танкостроении были применены гусеницы с резино-металлическим шарниром (или, как тогда говорили, с сайлент-блоком), гидравлические амортизаторы двухстороннего действия, опорные катки с внутренней амортизацией, работающие при больших нагрузках, пучковые торсионы.

Ходовая часть

Из-за больших габаритов двигателя корпус оказался бы слишком высоким при использовании традиционной подвески. Поэтому были разработаны пучковые торсионы, которые обеспечили высоту корпуса даже меньше, чем у ИС-2 и ИС-3.

Направляющее колесо находилось спереди, ведущее сзади, между ними располагалось 7 опорных катков, при этом от поддерживающих отказались.

Для обеспечения плавности хода на ИС-7 установили гидравлические двухсторонние амортизаторы.

Гусеница с резинометаллическими шарнирами и литыми траками была сложна в производстве, но обладала хорошей износоустойчивостью и пониженным шумом.

Летом 1948 года Кировский завод изготовил четыре ИС-7, которые после проведения заводских испытаний передали на государственные. Председателем Государственной комиссии назначили генерал-майора A.M.Сыча. Танк произвел сильное впечатление на членов комиссии: при массе 68 т машина без труда развивала скорость 60 км/ч, обладала отличной проходимостью.

Рассмотрим ИС-7 в сравнении с послевоенной генерацией танков. Основными танками на вооружении НАТО тогда стали британский «Центурион» и американский «Паттон». Их вооружение составляли 83,2мм и 90мм орудия с высокой начальной скоростью снаряда.(оба впоследствии получили 105мм орудие) Для противостояния ИС-3 за рубежом были созданы два тяжёлых танка — М-103 и «Конкерор» оснащённые 120мм орудием с начальной скоростью 1000м/с. Лобовая броня ИС-7 была неуязвима для бронебойных снарядов тяжёлых танков на расстоянии свыше 1000м. Бортовая защита выдерживала попадания снарядов средних танков. На испытаниях бронезащита ИС-7 показала невероятную для того времени баллистическую стойкость. Она выдержала попадания из немецкого 128мм орудия и даже собственного 130мм. В годы войны 128мм орудие поражало любой танк на любой дистанции в т.ч. ИС-2. Собственное орудие ИС-7 имело калибр 130мм и начальную скорость снаряда 900м/с и имело бронепробиваемость свыше 185мм на дистанции 1,5км. Была решена главная проблема крупнокалиберного орудия — скорострельность. С помощью механизма заряжания и введения в экипаж двух заряжающих была достигнута скорострельность 6-8 выстрелов в минуту. Прицельный комплекс так же был значительно улучшен, танк был способен вести бой на дальней дистанции с предельной точностью. Таким образом ИС-7 мог уничтожать любые типы танков НАТО находясь вне их зоны поражения. В годы второй мировой тяжёлые танки превосходя средние по боевым характеристикам значительно уступали им в подвижности. Эта проблема была решена установкой 1000-сильного двигателя и новейшей трансмиссии с сервоприводами. Его броневая защита в то время была практически неуязвима. Достаточно сказать, что ИС-7 выдерживал обстрел не только 128-мм немецкой пушки, но и собственного 130-мм орудия.

Во время испытаний был проведен любопытный эксперимент по выяснению воздействия на экипаж прямых попаданий в танк артиллерийских снарядов. На места экипажа посадили собак, после чего подвергли ИС-7 обстрелу. Однако на состоянии животных результаты обстрела никак не сказались.

Рассмотрим ИС-7 в сравнении с послевоенной генерацией танков. Основными танками на вооружении НАТО тогда стали британский «Центурион» и американский «Паттон». Их вооружение составляли 83,2мм и 90мм орудия с высокой начальной скоростью снаряда.(оба впоследствии получили 105мм орудие) Для противостояния ИС-3 за рубежом были созданы два тяжёлых танка — М-103 и «Конкерор» оснащённые 120мм орудием с начальной скоростью 1000м/с. Лобовая броня ИС-7 была неуязвима для бронебойных снарядов тяжёлых танков на расстоянии свыше 1000м. Бортовая защита выдерживала попадания снарядов средних танков. На испытаниях бронезащита ИС-7 показала невероятную для того времени баллистическую стойкость. В годы войны 128мм орудие поражало любой танк на любой дистанции в т.ч. ИС-2. Собственное орудие ИС-7 имело калибр 130мм и начальную скорость снаряда 900м/с и имело бронепробиваемость свыше 185мм на дистанции 1,5км. Была решена главная проблема крупнокалиберного орудия — скорострельность. С помощью механизма заряжания и введения в экипаж двух заряжающих была достигнута скорострельность 6-8 выстрелов в минуту. Прицельный комплекс так же был значительно улучшен, танк был способен вести бой на дальней дистанции с предельной точностью.

Таким образом ИС-7 мог уничтожать любые типы танков НАТО находясь вне их зоны поражения. В годы второй мировой тяжёлые танки превосходя средние по боевым характеристикам значительно уступали им в подвижности. Эта проблема была решена установкой 1000-сильного двигателя и новейшей трансмиссии с сервоприводами. Огромный 68-ми тонный танк разгонялся до 60 км/ч и при этом был легко управляем. М-103 и «Конкерор» будучи по бронезащите и вооружению более менее адекватны ИС-7, значительно уступали ему в скорости и подвижности. Для борьбы с небронированными целями и пехотой наш танк имел и чрезвычайно мощное стрелковое вооружение. В итоге СССР мог получить прообраз современного основного танка который бы обесценил танковые арсеналы вероятного противника. К сожалению прогресс противотанкового, ядерного вооружения и авиации поставил под сомнение концепцию «идеального» танка. Совершенствование кумулятивных боеприпасов резко снизило ценность его мощной баллистической бронезащиты.

Столь революционные новшества в конструкции танка тоже страдали от военной культуры производства и недостатка технологической базы. Двигатель постоянно выходил из строя, система пожаротушения не срабатывала, трансмиссия с трудом выдерживала нагрузки, были и другие «детские болезни». Конечно за все эти великолепные характеристики пришлось заплатить непомерной массой в 68 тонн, из за чего была резко снижена оперативная подвижность.

Транспортировка танка такой массы в советской армии не была предусмотрена, впрочем немцы вполне справлялись с транспортировкой 68- тонного «Королевского Тигра» и 72-тонного «Ягдтигра».

Эпилог

Танк ИС-7 получился по-настоящему уникальным. Он имел непревзойдённую защиту, мощнейшее орудие и отличную подвижность, но эра тяжёлых танков подходила к своему концу. На их место скоро должны были придти сначала средние танки, потом ОБТ.

Появись ИС-7 в другое время или в другой стране, чьё руководство не побоялось бы запустить его в серию, он бы стал лучшим в мире, обойдя все современные себе танки по ключевым характеристикам, но история не терпит сослагательного наклонения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector