Смотровая яма в гараже своими руками - размеры погреба и видео о гидроизоляции ямы

Смотровая яма в гараже — технология строительства и советы по уходу (видео 75 фото)

Вы впервые купили автомобиль, а на вашем частном дворе пустовала металлическая «ракушка» — простой конструкции гараж. Причем без смотровой ямы. Поэтому вам придется потрудиться на сооружении ямы для выполнения необходимых ремонтных работ, которые можно осуществить, лишь находясь под днищем авто.

Посмотрите фото смотровой ямы в гараже на стадии строительства, и вы убедитесь, что оборудовать её несложно.

  • Зачем нужна яма в гараже?
  • Правила строительства ямы для ремонта
  • Что надо знать при сооружении?
  • Создание рембазы
  • Утепление ямы

Зачем нужна яма в гараже?

Наши детальные рекомендации помогут справиться с задачей быстро и профессионально. В собственном гараже без смотрового углубления вы будете как без рук на ремонте авто на таких узлах, как:

  • масляная ниша картера ДВС;
  • глушитель и вся конструкция газового выхлопа;
  • нижняя часть корпуса;
  • ручная коробка перемены передач, в т.ч. и АКПП;
  • вся ходовая часть.

Правила строительства ямы для ремонта

Соблюдение правил и стандартов даже на таком сооружении, как смотровая яма, регламентируется стандартами РФ. ГОСТ размеров смотровой ямы в гараже строг только в том случае, если вы выполняете на ней обслуживание коммерческого авто: такси, легкового карго и другие. Или открыли частную мастерскую (СТО). Но если на яме стоит только личная автомашина, то никакой регистрации не требуется.

Параметры ГОСТа помогут качественнее обустроить нишу. По ним механик, то есть вы, должен в яме стоять в полный рост плюс еще надо до 15 см. В этом случае на ремонте снизу не придется горбиться или не дотягиваться до нужного узла.

Размеры смотровой ямы в гараже определяют и такое. Ширина — от 800 мм и больше, учитывая расстояние между колесами. Сделаете узкой – вам же поворачиваться станет труднее, а еще узлы надо доставать или устанавливать.

Длина ямы должна быть меньшей, чем самый большой габарит личного авто. О размерах корпуса водители не задумываются, поэтому напомним длину некоторых машин.

Исключая мини-модели, все она длиннее четырех метров:

  • ГАЗ-310105 «Волга» и её 24-я модель – 4 921 и 4735 мм;
  • Тойота Камри – 4760;
  • раритетная М-21 – 4810;
  • москвичи – 2141 и «Святогор» — 4350;
  • вазовская классика – 4145.

Для ямы к длине машины добавьте еще около метра. Это позволит вам, не перекатывая машину назад — вперед на короткой нише, быстрее справляться с ремонтом. Средняя длина ремонтной части ориентировочно 5100 мм.

Еще нужен удобный спуск в начале ямы по ступенькам, если позволяет каркас «ракушки» – это еще 1500 – 1700. Если на это не хватает гаражного места, то остановитесь на ремонтной длине, а спускайтесь в яму по лестничке.

Что надо знать при сооружении?

Высота грунтовых вод. Если она на уровне 2,4 м, строить яму там нельзя, вода затопит её частично. Никакая герметизация, даже стальной чашей, не поможет – вода и чашу приподнимет. В постоянной влаге начнет ржаветь автомобиль.

В этом случае сварите из металла эстакаду во дворе вблизи гаража. Можно высоко не поднимать, если выкопать под ней яму, обложив кирпичом, даже на метр глубины. Уровня эстакады и ямы уже почти достаточно. Лишь в дожди прикрывайте её.

Вернемся в гараж. В яму подведите электричество, с фонарем в руке будет сложнее ремонтировать. 220 вольт трансформируйте в 12 – 24 и протяните по бокам ямы ленты диодное освещение.

В них же запрограммируйте обустройство ниши, хотя бы с одной стороны – для инструмента, некрупных узлов машины. Необходима и вентиляция смотровой ямы в гараже.

Создание рембазы

Она строится либо посередине гаража, что предпочтительнее, либо к одной стороне гаража, но не ближе метра от стены. В последнем случае поступают так, чтобы гараж стал еще и кладовкой для ненужных вещей в доме и больше их вместил. Лучше расширьте для этого сарай или кладовку.

Запомните: гараж — особо опасное помещение в смысле возгорания, поэтому никакой хлам там не должен находиться.

Пошаговка того, как сделать смотровую яму в гараже. Начертите схему ямы со всеми параметрами. Приобретите цемент, песок, металл для арматуры, гибкий изолирующий материал полотном, сварите из швеллеров направляющие вокруг ямы ограничители для колес. Высота буртов не ниже 10 см.

Выкопайте яму, если вода не начала поступать через неделю, гидроизоляцию выполнять не стоит. На чем остановились по каркасу внутренности? Есть два варианта: кирпичная кладка или заливка бетоном по арматуре. Класть стены можно в полкирпича – кирпич.

Пол вымостите деревом или бетоном на не толстой арматуре. Рамная конструкция – сетка-бетон — заливается маркой не ниже 250. Тогда морозное вспучивание не будет выдавливать бока ямы.

На выходе вверх остановите кладку на высоту одного кирпича. Вы должны были ранее там сделать скос в стороны, их теперь замостите арматурой, на неё прикрепите сваркой или болтами готовый швеллерный направляющий пояс. Залейте его бетоном марки 250. На этом изготовление смотровой ямы в гараже завершается.

Утепление ямы

Если есть возможность обогревать гараж зимой, перед началом кирпичной кладки или заливки боков бетоном, а также пола проложите везде утеплитель в виде плит ЭППС (особый пенополистирол) толщиной не менее 5 см.

Читайте также:  Mitsubishi Fuso Canter (Митсубиси Фусо Кантер) 2018-2019 - технические характеристики, отзывы владел

Смотровая яма в гараже: размеры и порядок строительства

Своими руками изготовленная смотровая яма в гараже, понадобится всем автолюбителям, независимо от обслуживания авто на СТО. А человеку, который все привык ремонтировать сам, обойтись без такого устройства очень трудно.

Какая нужна глубина смотровой ямы в гараже, как ее правильно сделать предлагает узнать эта статья. При строительстве гаража смотровая яма является неотъемлемой его частью.

Особенности устройства в гараже

В гараже смотровая яма имеет несколько преимуществ:

  • Она необходима для удобного обслуживания своего автомобиля.
  • Некоторые автолюбители могут самостоятельно, без помощи мастера, выполнить достаточно сложные операции, имея в собственном гараже небольших размеров СТО. Другие обращаются к специалистам, работающим в технических центрах, но и они не отрицают полезности смотровой ямы.
  • Часто на дорогах возникают ситуации, когда следует по возвращении домой осматривать днище машины. Выбоины больших размеров или камни, встречаются на дорогах каждый день, и после каждого удара не слишком удобно посещать автослесаря.
  • В собственном гараже, где спокойная обстановка, без очереди и в любое удобное время можно проверить, нет ли сильных повреждений у автомобилей. Смотровая яма позволяет осмотреть днище авто и решить, какие работы понадобятся для ремонта.

Имея такое сооружение, можно свободно осмотреть:

  • Ходовую часть.
  • Днище и его защиту.
  • Глушитель.
  • Коробку передач.
  • Поддон картера.
  • Выхлопную трубу.

Ее устройство позволяет самостоятельно поменять масло, а цена такой процедуры в мастерской достаточно большая. К достоинствам смотровой ямы относится возможность выполнения осмотра перечисленных частей авто, без помощи специалистов, что не требует вложение никаких средств, а сам навык выполнения работ своими руками будет очень полезен.

Просторных размеров яма позволяет хранить в ней инструменты для ремонта и запчасти для машины, особенно в тех помещениях, где мало свободного места.

К недостаткам такой полезной конструкции в гараже относятся:

  • Опасность близкого расположения грунтовых вод. При избытке влаги, с плохо выполненной гидроизоляцией, даже при отсутствии подтопления вода станет накапливаться на стенах устройства из-за перепадов температур в зимний период.

Совет: Следует знать, что к образованию конденсата на дне автомобиля, приводит любая смотровая яма. Это происходит за счет больших перепадов температур, возникающих на разных уровнях сооружения.

Недостатки у ямы будут лишь при нарушениях в технологии строительства и отсутствии учета особенностей участка при проведении инженерных работ по его исследованию.

Как выполнить смотровую яму

Строительство устройства будет одинаковым при возведении будущего гаража и сооружении ее в уже готовом помещении.

Инструкция по проведению работ включает:

  • Подготовку и разметку ямы.
  • Ее отделку.
  • Проведение коммуникаций.

При этом каждому шагу требуется грамотное исполнение со знанием нескольких тонкостей.

К ним относятся:

  • Знать, на каком уровне залегают грунтовые воды на разрабатываемом участке. Для оправданного сооружения он должен быть минимум 2.5 метра. Проверку лучше выполнять самостоятельно: бурится отверстие в земле, как можно глубже на участке, где намечается строительство.

Совет: Если размеры смотровой ямы в гараже и самого гаража достаточно большие, устройство можно сделать с боковым входом. В этом случае ее пропорции будут Г-образные, как показано на фото, что позволит сократить длину траншеи и сделать в нее спуск более удобным и простым, при нахождении машины на осмотре.

  • Размечается ширина устройства. При этом здесь должно быть удобно работать, и не создавать опасности при перемещении автомобиля. Размеры ямы в гараже по ширине обычно берутся примерно 70 сантиметров, к ним можно добавить еще до 10 сантиметров.
  • Более сложно выбирается длина смотровой ямы гаража. Она должна быть не менее двух метров. В противном случае весь смысл устройства меняется, но ее увеличение может при правильном использовании быть очень полезным. Если будут выполнены стационарные ступени, тогда их длина должна прибавляться к минимальной величине.

Совет: Растягивать размер ямы в гараже по длине на всю постройку не выгодно, а часто и вредно. Следует, чтобы в помещении смотровая яма была как можно дальше от места размещения машины, что увеличит защиту днища от конденсата.

  • При сооружении устройства, его углубление будет меньше чернового, за счет слоев отделки и укладки стен. Поэтому к полученным величинам, при проведении земляных работ, следует прибавить толщину стен и пола, и сделать «углубление» в соответствии с этими размерами.
  • Глубина ямы составляет рост автовладельца и к этому размеру прибавляется зазор удобства для работы, примерно 20 сантиметров до поверхности пола гаража. Лучше ее сделать поглубже, чтобы можно было уложить деревянный настил на полы, и не биться о днище машины головой.

При строительстве смотровой ямы для грузовика, ее пропорции меняются. В этом случае расстояние между колесами у разных моделей больших машин достаточно разное, за основу берутся размеры конкретного авто, а сама яма делается на 40 сантиметров уже этого показателя. При меньших размерах, до всех узлов грузовика добраться не получится.

Если необходимо иметь яму для обслуживания грузовой и легковой машин, ширина ямы берется усредненной.

Этапы строительства

Сооружение смотровой ямы производится в несколько этапов:

  • Размечается участок.Для выполнения правильной разметки на участке, следует сразу выбрать материал для строительства стен. При выборе кирпича, ширина кладки берется примерно 12 сантиметров, к ширине и длине ямы прибавляется по 24 сантиметра. При бетонировании стен толщина берется в 20 сантиметров, а к общим параметрам прибавляется по 40 сантиметров.
  • Роется котлован. Это производится вручную, пропорции устройства довольно небольшие. После выполнения земляных работ стены и пол следует тщательно выровнять, что упростит дальнейшие операции.
  • Укладывается гидроизоляция (см. Гидроизоляция ямы в гараже по всем правилам).
Читайте также:  Вибрация заднего или переднего кардана после замены крестовин

Совет: Делать гидроизоляцию следует качественно, на ней нельзя экономить.

Многие для водонепроницаемого слоя используют полиэтилен, но лучше применять более долговечные битумные материалы или полимерные мембраны. Если гараж расположен на достаточно сухом грунте, лучше брать жидкую гидроизоляцию, наносится она кисточкой, а после застывает.

  • Обустраивается пол. Для пола берется бетонная заливка до восьми сантиметров толщиной, но при этом качество смеси не должно быть низким. Перед укладкой материала для гидроизоляции следует проводить уплотнение пола гравием. В этом случае слой камня выкладывается в несколько сантиметров на грунт, затем он вбивается приспособлением, которое называется «трамбовкой».

На пол в качестве арматуры кладется стальная сетка нужных размеров. Заливка производится в очень быстром темпе. Для этого необходимо сделать нужное количество смеси, чтобы ее залить в один прием, а бетон смог застыть одним ровным слоем

  • Выкладываются стены.После затвердения пола проводят армирование стен. В этом случае используется та же сетка, только выкладывается она слоями. После выполнения армирования укладывается первый слой опалубки, заливается бетон. Работу удобнее всего проводить в три этапа, на каждом из них устанавливаются и снимаются доски опалубки.

Совет: Выкладывать опалубку следует досками хорошего качества, после работ по изготовлению пола, из них можно сделать полки для хранения инструмента в гараже.

Важные моменты при устройстве смотровой ямы

Существует ряд рекомендаций, при выполнении работ по сооружению смотровой ямы.

К ним относятся:

  • При рытье котлована следует заложить в его стенах несколько ниш для ямы, которые будут играть роль полок для подручного инструмента.
  • Хорошая идея — закладка нескольких цилиндрических углублений, выполненных под уклоном вниз, здесь можно будет располагать светильники.
  • Смотровую яму можно утеплить. Для этого используются плиты пенополистирола, они просто сажаются на специальный раствор клея. Этим уменьшается и количество конденсата на днище автомобиля и стенах гаража.

Совет: Устройство освещения в смотровой яме должно быть простым и безопасным, а для его питания использоваться источник с напряжением в 36 Вольт. Сеть, проложенная с напряжением в 220 Вольт, будет здесь опасной для жизни автовладельца. Уровень защиты светильников должны быть УР5 Х по ГОСТ 17677-82Е и ГОСТ 14254-80.

  • Края смотровой ямы следует отделать небольших размеров металлическим или деревянным уголком. Эти дополнительные ребра жесткости для постройки, которые будут и упорами для колес машины, что не позволит ей провалиться при неосторожном движении.
  • Изготавливается крышка для укрытия смотровой ямы, собранная из досок, которая защитит человека от нечаянного падения в нее, а днище машины — от действия влаги, которая конденсируется даже при очень тщательной обработке пола и стен ямы.

Как делается яма в гараже, размеры ее изготовления и особенности строительства хорошо показывает видео.

Зачем нужна смотровая яма в гараже своими руками?

Смотровая яма в гараже своими руками обустраивается по предварительно подготовленному чертежу.

Плюсы и минусы конструкции

Гараж с ямой обладает следующими преимуществами:

  • в любой момент владелец авто может осмотреть его, выполнив необходимые работы;
  • экономия на оплате услуг СТО;
  • дополнительное место для хранения запчастей автомобиля и инструментов (если позволяют размеры ямы).

Главный недостаток конструкции: если грунтовые воды расположены близко, в яме будет высокая влажность, которая негативно воздействует на транспортное средство. Для устранения такого недостатка производится гидроизоляция ямы. Если устройство смотровой ямы в гараже сделано некачественно, тогда в холодное время года на стенах будет собираться влага (из-за перепада температур).

Прежде чем построить фундамент, проводят точные измерения. Ширина ямы должна быть достаточной, чтобы владелец транспортного средства смог спуститься. Специалисты советуют остановиться на отметке 70 см (+ 5-10 см). Определить длину ямы в гараже своими руками сложнее, чем предыдущий показатель. Длина не должна быть менее 2 м. Если планируется строительство стационарных ступеней, их длину необходимо прибавить к минимальному значению. Вентиляция смотровой ямы — важный этап возведения объекта. Материал выбирают с учетом схемы вентиляции.

Эксперты не советуют делать яму на весь гараж. В противном случае увеличится риск появления влаги и конденсата внутри объекта. Если площадь помещения большая, тогда смотровую яму располагают дальше парковочного места.

Проведение измерительных процедур

Смотровая яма своими руками по завершении строительства будет иметь меньшие размеры, чем было запланировано (из-за выкладки стен и слоев отделки). Поэтому в процессе выполнения земляных работ необходимо добавить к размерам толщину пола и стен, сделав дополнительное углубление.

Глубина сооружения = рост владельца гаража + зазор 15-20 см до верха ямы. Сооружение можно сделать более глубоким. Закрыть его, чтобы обезопасить себя от падения, можно с помощью настила из досок. Недостаточная глубина ямы приведет к тому, что во время ремонтных работ человек будет постоянно биться головой о днище автомобиля.

Читайте также:  Воздухозаборник на ниву и; ушки; на задние стойки кузова

Пропорции смотровой ямы для грузовика немного отличаются от стандартных параметров. Так как у разных автомобилей расстояние между колесами отличается, поэтому предварительно необходимо замерить личное транспортное средство. Ширина ямы должна быть уже расстояния между шинами на 30-40 см.

Если одна яма используется для осмотра и работ с легковым и грузовым транспортом, при определении размеров необходимо выбирать среднее значение. Для проведения работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • правило;
  • емкость;
  • бетон;
  • цемент;
  • сыпучие строительные материалы;
  • рулетка;
  • шуруповерт;
  • доски;
  • саморезы;
  • бетономешалка.

Перед тем как залить пол, проводят расчеты. Количество сыпучих строительных материалов зависит от параметром объекта.

Пошаговая инструкция

Смотровую яму можно сооружать в готовом гараже либо при возведении объекта. Этапы строительства смотровой ямы не меняются:

  1. Разметка участка.
  2. Рытье котлована.
  3. Гидроизоляция.
  4. Укладка пола.
  5. Сооружение стен.

Предварительно определяют глубину залегания грунтовых вод. Она должна быть не менее 2,5 м. Затем рекомендуется определиться с типом строительного материала для возведения стен. Специалисты советуют сооружать стены из кирпича. Ширина кладки в этом случае будет около 12 см (зависит от марки кирпича). К длине и ширине конструкции прибавляют по 24 см. Если материалом для стен выбран бетон, тогда прибавляют по 40 см.

Перед тем как выкопать яму, потребуется купить лопаты. Этот процесс рекомендуется выполнять вдвоем. Для выполнения подобной работы строительная техника не используется. Перед тем как залить пол, поверхность выравнивается с помощью строительного уровня. Предварительно необходимо приобрести песок, щебень или гравий. Для перевозки сыпучего материала используют тележку. Перед тем как правильно сделать смотровую яму в гараже, рекомендуется определиться с типом фундамента.

Так как влага негативно влияет на днище автомобиля, поэтому рекомендуется произвести качественную гидроизоляцию. Большинство автомобилистов используют для гидроизоляции в гараже полиэтилен (недорогой, но не самый эффективный способ). Более долговечный вариант — битумные материалы и полимерные мембраны.

Дополнительные работы

Если грунт сухой, можно использовать жидкую гидроизоляцию, которую наносят на поверхность с помощью кисти. Перед тем как залить пол, приготавливают бетонный раствор. Толщина слоя должна находиться в пределах 7-8 см. Перед укладкой материала для гидроизоляции пол дополнительно уплотняют гравием (камни укладывают слоем в несколько см, утрамбовывая их ломом).

На следующем этапе проводят армирование. Стальную сетку (необходимых размеров) укладывают на пол. Затем выполняют заливку бетоном. На этом этапе потребуется помощь (чтобы делать раствор).

Если смесь затвердела, тогда производится армирование стен. Сетка укладывается в несколько слоев. Затем сооружают опалубку. Работа выполняется в 3 этапа (на каждом устанавливают и снимают доски). Опалубка будет надежной, если использовать качественные материалы. Доски по завершении строительства можно использовать, чтобы соорудить потолок в гараже.

Хорошо спланированный проект и схема объекта помогут создать все условия для самостоятельного ремонта и диагностики автомобиля. Его подготавливают, перед тем как сделать смотровую яму в гараже. В стенах делают углубления, которые затем станут нишами для хранения запчастей, инструментов, вещей. Строительство объекта проводится самостоятельно либо с помощью профессионалов. Чтобы построить фундамент, можно использовать экскаватор. Но в этом случае увеличатся расходы.Предварительно определяют ширину, длину и материал для основания.

Специалисты рекомендуют построить фундамент с учетом 2-х важных характеристик грунта:

  • вид почвы;
  • уровень грунтовых вод.

Для определения этих показателей проводят геологические работы. Специалист пробуривает почву в 2-3-х местах. На песчаном грунте возведение конструкции требует уплотнения. Обломочная почва считается самой прочной. Она не склонна к смещению, устойчива к размыванию и морозному пучению. Перед тем как выкопать яму на этом грунте, потребуется купить штыковую лопату.

Заключение по теме

Глиняные грунты считаются самыми проблемными для возведения гаража с ямой. Главный недостаток такого грунта — пучинистость. Влага при попадании в почву скапливается в ее слоях. Если объект строится на таком грунте, тогда особое внимание уделяется вентиляции и гидроизоляции. Перед тем как выкопать яму, потребуется сбить прочную опору. Для ограничения давления земли на основание заливают его ниже глубины промерзания.

При необходимости обустраивается дренажная система. Ее располагают параллельно каждой стороне основания. Перфорированная труба оборачивается фильтрующим полотном, и под незначительным углом ее опускают на дно траншеи.

Наклонные углубления цилиндрической формы в стенах станут отверстиями, в которых поместятся светильники, обеспечивающие освещение смотровой ямы. Прокладка кабеля производится при соблюдении техники безопасности. Специалисты рекомендуют монтировать приборы освещения со степенью защиты УР5 Х. Освещение смотровой ямы проводится с учетом подготовленной схемы проводки. Светильники должны питаться от источника 36 В. Использование сети с напряжением 220 Вт опасно для жизни.

Если смотровая яма будет совмещаться с погребом, тогда необходимо узнать, как сделать вентиляцию. Для этого используют следующие виды вентиляции:

  • естественная — предназначена для обеспечения притока свежих воздушных масс за счет разницы температуры внутри и снаружи здания;
  • механическая — обустраивается с помощью специального оборудования;
  • комбинированная — для удаления отработанного воздуха из помещения используют специальное оборудование.

Перед тем как сделать смотровую яму в гараже, необходимо продумать утепление сооружения. Для теплоизоляции используют плиты пенополистирола. Простым способом считается монтаж трубы с задвижкой в центральной части гаража.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector