Система Платон что это такое, тарифы и машины

Система Платон что это такое, тарифы и машины

В 2015 году Правительство России объявило о введении новой системы взимания платы за пройденный километраж с собственников грузовых автомобилей. Это нововведение вызвало массу недовольств со стороны владельцев и водителей таких машин. Во многих регионах страны случались массовые забастовки «дальнобойщиков», которые отказывались перевозить груз до отмены новой программы.

Руководство нашей страны настаивало, что это вынужденная мера, основное предназначение которой — способствовать в поддержании нормального состояния дорог федерального значения. Со временем большинство собственников «тяжелых» машин свыклось с новыми правилами, но появление информации о расширении списка авто, попадающих под действие программы, вызвало новую волну возмущения.

В статье рассмотрим, что представляет собой программа «Платон», какие машины участвуют в системе и как происходит процедура расчета обязательных отчислений по конкретной машине.

Что такое система «Платон»

«Платон» — это сокращенный вариант полного наименования системы «плата за тонны». Она разработана для сбора денежных средств с владельцев большегрузов, которые планируется направлять на ремонт автомобильных дорог федерального значения.

Систему обслуживает частная компания «РТИТС». Основная ее задача — собрать денежные средства и распределить их по различным уровням. Услуги оператора («РТИТС») оплачиваются из федерального бюджета.

Принцип работы системы

Программа «Платон» направлена на расчет километров, пройденных большегрузным автомобилем, и вычисление размера платежа, подлежащего обязательному взносу.

Функционирование системы обеспечивается выполнением следующих операций:

  1. Сбор информации о конкретном автомобиле.
  2. Обработка полученных сведений.
  3. Вычисление размера платежа.
  4. Архивирование всей обработанной информации о грузовике.

Размер отчисления в систему рассчитывается на основании километража, пройденного машиной. Эти данные передаются в систему одним из двух способов:

  1. Бортовой компьютер передает сведения о маршруте в режиме онлайн при помощи GPS — связи. После получения этой информации происходит расчет обязательного платежа, и он автоматически списывается с лицевого счета автомашины.
  2. Маршрутная карта предоставляет водителю право один раз проехать по выбранному маршруту. Расчет отчисления и его оплата в таком случае осуществляется в момент оформления карты.

История и предпосылки разработки системы

Система «Платон» разработана по аналогии с заграничными программами. Одна из основных предпосылок к внедрению системы — неудовлетворительное состояние автомобильных дорог общего пользования федерального назначения и нехватка бюджетных средств для их реставрации. Правительство РФ пришло к логичному выводу, что основной урон асфальтовому покрытию наносится многотонными грузовыми автомобилями. Они истирают дорожное полотно и продавливают «подушку» из щебня и песка, что становится причиной образования «вмятин» и колеи на асфальте.

Средств федерального бюджета не хватало, чтобы постоянно восстанавливать «изношенные» дороги. Разработчики программы решили за счет собранных средств ремонтировать и прокладывать новые трассы.

Первой страной, внедрившей систему сбора средств с большегрузов, является Австрия. В России программа стала функционировать только осенью 2015 года. Внедрение системы «Платон» вызвало много возмущений среди водителей и владельцев многотонных машин. Чтобы снизить финансовую нагрузку на них, было принято решение освободить собственников большегрузов от уплаты транспортного налога, если размер отчислений в систему превысил налоговые начисления за текущий расчетный период.

Однако с 2019 года данная мера послабления была упразднена. Теперь собственникам многотонных грузовиков придется оплачивать оба вида обязательных взносов.

Законодательный контроль системы

Главным законодательным документом, регулирующим систему «Платон» выступает Федеральный Закон от 06.04.2011 № 68-ФЗ. На его основании были внесены поправки в КоАП РФ касающиеся порядка оплаты использования федеральных трасс.

Функционирование системы, качество обслуживание и алгоритм ее работы происходит на основании Федерального Закона № 257-ФЗ.

Также в регулировании работы «Платона» задействованы Бюджетный Кодекс РФ и Приказ Правительства России от 29.08.2014 № 1662-р.

Расчёт платежа и способы внесения начислений

Размер обязательных платежей зависит от пройденных большегрузом километров. Для расчета установлена единая стоимость 1 километра. Этот тариф неоднократно менялся и составлял:

  1. При внедрении системы «Платон» — 3,5 рубля за 1 км.
  2. Весной 2015 года тариф был пересмотрен, и стоимость 1 км увеличилась до 3,73 рублей.
  3. Осенью того же года Правительство установило «льготный» коэффициент, равный 0,41. Таким образом, стоимость 1 км составила 1,53 рубля.
  4. В марте 2016 года Правительство планировало повысить тариф до 3,06 рублей, но это изменение не было принято, и стоимость осталась без изменений.
  5. Весной 2017 года пересматривался «льготный» коэффициент. После изменений он составил 0,51, а стоимость 1 км выросла до 1, 91 рубля.

В 2020 году размер обязательного платежа по «Платону» рассчитывается по формуле: 3,73*0,51*Р, где Р — это расстояние, пройденное грузовиком по федеральной трассе, измеряемое в километрах.

Расчет между владельцем грузового авто и оператором системы «Платон» производится безналичным способом. Если кабине большегруза установлен бортовой компьютер, то при оплате происходит автоматическое списание средств с индивидуального лицевого счета конкретной машины. Если была оформлена маршрутная карта, то оплата происходит путем банковского перевода по реквизитам оператора.

Также имеется возможность внести средства через терминалы, мобильное приложение или личный кабинет.

Какие машины попадают под систему «Платон»

В 2020 году в системе «Платон» участвуют грузовые автомобили, максимальная разрешенная масса которых превышает 12 тонн. В это значение включены:

  1. Вес автомобиля.
  2. Вес водителя.
  3. Масса груза и пассажиров.
  4. Автосцепки.
  5. Автопоезда.

Также в этот список включены грузовые прицепы и еврофуры.

Какие авто не попадают под «Платон»

Согласно № 257-ФЗ ст. 31.1, оплачивать пользование федеральными трассами не нужно владельцам следующих категорий транспортных средств:

  1. Легковые машины с массой до 3,5 тонн.
  2. Грузовые автомобили с максимальной разрешенной массой 3,5-12 тонн.
  3. Спецтранспорт, на котором установлены специальные световые и звуковые приборы, а также нанесена соответствующая аэрография (полицейские или пожарные машины, автомобили коммунальных служб и прочее).
  4. Техника, которая числится на балансе МО России.

Также не облагается обязательными сборами транспорт для перевозки пассажиров, даже если его предельная масса вместе с пассажирами превышает отметку в 12 тонн.

Порядок регистрации в системе «Платон»: установка и цена оборудования

Чтобы начать производить обязательные отчисления, необходимо зарегистрироваться в системе «Платон». Сделать это можно одним из следующих способов:

  1. На официальном сайте оператора.
  2. В Центре обслуживания.
  3. Через специализированные терминалы самообслуживания.

Для регистрации достаточно заполнить анкету. В ней потребуется указать следующие данные:

  1. Личные данные владельца ТС.
  2. Электронная почта.
  3. Характеристики автомобиля.
  4. Номер лицевого счета.

После регистрации с участником программы заключается договор на использование бортовой аппаратуры, после чего ему выдается расчетное оборудование.

Владелец ТС может получить бортовое устройство на безвозмездной основе в Центре обслуживания. Оно выдается на основании договора, заключенного между оператором и участником системы «Платон». В договоре указывается стоимость аппаратуры (6822,98 рублей), но оно остается в собственности оператора. В случае несанкционированного вскрытия, утраты или порчи оборудования собственник автомобиля должен будет возместить его стоимость.

Участник программы может приобрести оборудование в собственность, купив его в Центре обслуживания. Предварительно потребуется составить соответствующую заявку.

Оформление маршрутной карты

Чтобы оформить маршрутную карту собственнику машины потребуется предоставить следующие данные:

  1. Точка отправки и конечное месторасположение.
  2. Промежуточные остановки (при необходимости).
  3. Дата отправления в рейс.
  4. Регистрационный номер автомобиля.
  5. Данные свидетельства о регистрации машины.

Нарушение правил и предусмотренные штрафы

Неисполнение обязательств по внесению обязательных платежей является нарушением № 257-ФЗ и наказывается наложением административных штрафов. Также к нарушениям относится неправильная эксплуатация расчетного оборудования, а именно:

  1. Отключение бортового компьютера.
  2. Монтаж техники, не имеющей лицензии.
  3. Отказ от установки приборов.
  4. Отклонение от проложенного маршрута без внесения соответствующих изменений в аппаратуре.
  5. Работа с неисправной или неправильно функционирующей техникой.
  6. Перемещение без оформления маршрутной карты.

За любое из перечисленных нарушений назначается штраф размером 5000 рублей. Взыскание выписывается владельцу большегруза, при условии, что он является гражданином России.

При повторном выявлении нарушения придется оплатить взыскание, величина которого составляет уже 10000 рублей.

«Платон» и легковые автомобили

В правительстве РФ активно обсуждается возможность введения в систему «Платон» всех автомобилей, массой менее 12 тонн и даже легковых машин. Такие доводы появились после того, как на официальном сайте оператора был опубликован полный перечень машин, облагаемых обязательными платежами. Несмотря на это, сами представители оператора никак не комментируют сложившуюся ситуацию.

Даже если правительство РФ примет такое решение, это произойдет не сразу, так как введение подобных новшеств требует внушительной переработки законодательных документов. Так, согласно Конституции РФ, частная жизнь является неприкосновенной, и использовать приборы слежения невозможно без получения соответствующих разрешений.

Система «Платон» разработана, чтобы облегчить нагрузку на государственный бюджет, вызванную постоянной необходимостью в ремонте федеральных трасс. Неудовлетворительное состояние дорог, виновниками которого в большей степени являются грузовые автомобили, является первопричиной повышенной аварийности на российских дорогах. За 3 года функционирования системы было восстановлено порядка 50% дорог федерального значения, что доказывает эффективность данной программы.

На какие автомобили распространяется система Платон?

До начала осени 2015 года водители большегрузных машин оплачивали только специальный топливный сбор. Затем в обиход вошло такое сочетание слов как «система Платон». Она подразумевает взимание дополнительной платы с фур и других большегрузных транспортных средств при движении по федеральным трассам. Какие машины попадают под систему «Платон», установлено на законодательном уровне.

Понятие

Система «Platon» создана с целью обеспечения порядка взимания платы в виде компенсации причиненного вреда при движении по дорогам федерального назначения. Простыми словами, машины, имеющие большую грузоподъемность теперь не могут бесплатно ехать по дорогам общего федерального назначения. Так как они приносят большой урон дорожному полотну, водителей принудили за него платить.

Деньги, собранные с автолюбителей больших машин направляются на реконструкцию дорожного полотна и строительство новых дорог. В современных сложных экономических условиях – система «Платон» является хорошим подспорьем для дорожного финансирования.

В последнее время данная система развивается и совершенствуется. Вводятся дополнительные точки для оплаты взноса, устанавливаются дополнительные терминалы.

Так как в первые дни после введения платы поступило множество протестов, тариф по оплате был снижен. Все новости по тарифам всегда можно узнать на сайте системы «Платон», данные постоянно обновляются. Зарегистрированные на сайте пользователи имеют возможность дополнительно получать смс-оповещения с нововведениями.

Алгоритм действия системы

Работает система довольно просто и прозрачно:

  • На автомобиль устанавливается специальное устройство, работающее от прикуривателя.
  • Пополняется баланс, с которого впоследствии будет производиться списание компенсации.
  • При помощи спутниковой навигации делается расчет длительности платного маршрута.
  • Далее автоматически производится начисление и списание оплаты.

Такое устройство устанавливать не обязательно, автолюбитель может использовать специальные оформленные маршрутные карты. Однако, данные вариант не совсем удобен, так как при смене маршрута есть шанс заработать внушительные штрафы.

Также автолюбители имеют возможность пройти регистрацию личного кабинета и все необходимые операции по оплате совершать там. Интерфейс хорошо продуман и не вызывает особых сложностей в обращении даже у новичков.

Здесь в режиме онлайн можно:

  • отследить маршрут движения автомобиля;
  • оформить специальную дорожную карту;
  • прикрепить требуемую документацию;
  • положить деньги на баланс;
  • получить консультацию.

Регистрация на специальном сайте системы имеет множество преимуществ. Поэтому, в настоящее время многие автолюбители активно пользуются личным кабинетом.

Какой транспорт попадает под взимание платы

На кого распространяется действие системы, утверждено законом. Обязаны платить взносы владельцы грузовиков, массой от 12 и выше тонн. Этот порог выбран с учетом мнения экспертов, именно ТС с такой грузоподъемностью подвергают дорожное полотно разрушению.

Есть исключения, не взимается плата со следующих транспортных средств:

  • авто для перевозки пассажиров;
  • машин со специальными сигналами: пожарные, спасательные, МЧС и т.п.;
  • военная техника;
  • легковой автотранспорт;
  • большегрузный автотранспорт осуществляющие пассажирские перевозоки.

Довольно часто возникают споры по поводу машин с прицепами, если одна из частей автопоезда превышает грузоподъемность 12 тонн — платить придется.

Дополнительно, в ближайшее время предполагается ввести взимание платы с владельцев машин мощностью от 250 лошадиных сил.

Система оплаты “Платон” позволяет собирать платежи за езду машин, грузоподъемностью более 12 тонн по трассам федерального назначения в РФ. Поэтому, она не действует для легковых автомобилей. Оплату необходимо проводить за каждый километр в пути. При отсутствии положенной платы, владелец авто будет платить штрафную санкцию согласно КоАП РФ.

Система Платон – на какие машины распространяется?

Система “ПЛАТОН” – простыми словами, это налог за нанесение вреда дорогам федерального значения. Она заработала в 2015 году. Многотонный транспорт, который износит дорожное покрытие во время эксплуатации стал участником этой системы. Под эту категорию подпадают все транспортные средства, общая максимальная масса которых превышает 12 тонн.

Как оплачивать проезд при помощи системы “ПЛАТОН”

Как уже было сказано ранее, транспортные средства, общая максимальная масса которых превышает 12 тонн, оплачиваю налог по системе “ПЛАТОН”. Контролируется данный процесс с помощью специального оборудования:

  • спутниковая навигация;
  • модуль передачи данных.

Машины, которые покидают городские дороги, оборудуются специальной техникой, а также регистрируются в системе. При регулярных транспортировках на борту устанавливается оборудование, которое фиксирует маршрут и отправляет полученные данные на контроль.

В случаях одноразовых поездок можно составить маршрутную карточку. Там указываются данные про транспортное средство, маршрут и сроки. Отклонение от срока, указанного в карте недопустимо. За это взимается штраф, а регулируется эта процедура мобильными пунктами контроля.

Оплата по системе “ПЛАТОН” осуществляется автоматически. Для этого на личный счет транспортного средства вносятся финансовые средства. Впоследствии, когда транспорт выезжает на федеральные трассы, система начинает фиксировать пройденный путь и по окончании маршрута высчитывает сумму для выплаты. Деньги снимаются автоматически.

Размеры штрафов

Штрафные санкции за нарушения довольно внушительны. Рассмотрим, какой штраф за “ПЛАТОН” и при каких условиях он взимается:

  • 5 000 руб. – первичное нарушение системы частным водителем (гражданином РФ);
  • 5 000 руб. – первичное нарушение системы владельцем средства или юридическим лицом, которое зарегистрировано в РФ;
  • 5 000 руб. – первичное нарушение системы для водителей иностранных транспортных средств.

В случае, если те же самые лица совершили нарушение повторно, сумма штрафной санкции увеличивается в два раза – 10 000 руб.

Какие авто попадают под “ПЛАТОН”

В те самые 12 тонн, которые установлены законодателем, входит суммарный вес машины – масса транспортного средства, водителя, пассажиров с багажом и груза. Автобусы и прочий пассажирский транспорт в эту категорию не попадает, а вот грузопассажирские автомобили будут облагаться системой. Так какие машины попадают под “ПЛАТОН”? Это:

  • грузовые автопоезда;
  • автосцепки;
  • еврофуры;
  • грузовые прицепы;
  • и другой грузовой транспорт.

Какие авто не попадают под “ПЛАТОН”:

  • пассажирский автотранспорт (в документах указано – пассажирская перевозка большегрузным транспортом);
  • служебные транспортные средства государственных служб;
  • военные транспортные средства МО РФ;
  • легковой транспорт с массой до 3,5 т.;
  • грузовой автотранспорт с массой 3,5 т. – 12 т.

Можно ли не платить “ПЛАТОНУ”? Так как, плата взимается только с тех многотонных транспортных средств, которые осуществляют свое движение по трассам федерального значения, есть несколько условий, когда налог не накладывается:

  • проезд по платным дорогам;
  • движение по дорогам регионального значения, а также в населенных пунктах и поселках;
  • общая максимальная масса менее 12 тонн.

Если транспортное средство не попадает в данные категории, придется платить. Попытка уклониться от налога контролируется со стороны государства. На стационарных пунктах проезда, с помощью специального оборудования, инспектора ДПС могут проверить фактическую массу и выписать штраф.

“ПЛАТОН” и легковые автомобили

Каким автомобилям нужен “ПЛАТОН” вроде бы понятно, но что же касается легкового транспорта, все немного сложнее. Обсуждение данной темы не прекращается, так как появление на официальном сайте системы легкового транспорта среди категорий облагаемых автомобилей вызвало ажиотаж.

Многие граждане просто вынуждены добираться по федеральным трассам на место работы. Это обойдется владельцам легковушек нежелательными затратами.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 305-28-25 (Санкт-Петербург)

Читайте также:  Шины SUV что это значит, расшифровка, чем отличается резина SUV от обычной
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector