Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2020 году

Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2020 году

Перегруз автотранспорта является основным фактором, в результате которого разрушается дорожное полотно. Сегодня, власти все активнее пытаются бороться с таким явлением.

Пренебрежение требованиями, отображенными на запрещающих указателях 3.12 и передвижение автотранспорта с перегрузкой облагается взысканием от 1000 до 10 000 рублей, и даже возможно лишение водительских прав (ВУ) на 4 – 6 месяцев для физлиц, а для предприятий – величина взыскания может достигать от 100 000 до 500 000 рублей.

Допустимые нормы загрузки автомобиля

Регулировка транспортирования грузов в РФ осуществляется различными нормативными документами, которые отображают допустимые нормативы загрузки автомашин, в т. ч., приложениями №1 и №2 Правительственного распоряжения № 272 от 15.04.2011 года, отображающими порядок транспортирования грузов.

К наиболее важным моментам можно отнести:

  1. Масса грузовой автомашины и осевая нагрузка, которые не должны превышать установленные нормативы, отображенные в ПТС и законодательных актах.
  2. Масса груза устанавливается тем, кто осуществляет загрузку автотранспорта по соглашению с другой стороной контракта, если другое не отображено в соглашении.
  3. Перевозчик (автоводитель) обязан осуществлять контроль процесса погрузки, обеспечивая надежный крепеж и равномерное расположение груза в кузове.
  4. При превышении массы сверх установленных нормативов более 2%, требуется получить специальный допуск на проезд, с согласованием маршрута, и оплатить возможное нанесение вреда дорожному покрытию, осуществляемому в результате перегруза.
  5. Для этого понадобиться подать запрос в Росавтодор того региона, где загружается автотранспорт.

В ПТС отображено, что допустимая масса автотранспорта равна 25 т. При этом, вес автомашины – 9 тонн. Следовательно, автовладелец вправе перевозить груз массой, не превышающей 16 тонн (25-9).

Ниже представлена таблица допустимых масс отдельных видов грузового транспорта и автопоездов согласно приложению №1 к Правительственному распоряжению №272.

Тип автотранспорта Разрешенная масса, тонн
Одиночный автотранспорт в зависимости от численности осей:
2 18
3 25
4 32
5 35
Автопоезда в зависимости от численности осей:
3 28
4 36
5 40
6 и более 44

Если масса автопоезда с грузом более 44 т, то для транспортирования груза понадобиться получить специальное разрешение, с указанием маршрута передвижения и времени отправки и прибытия.

При массе грузовика с грузом более 80-ти тонн, ГАИ составляет маршрут передвижения автопоезда с учетом допустимости проезда по отдельным участкам (в т. ч. мостам, эстакадам).

Следующий параметр, подлежащий нормированию, – это осевая нагрузка, передаваемая на дорожное полотно одной осью автомашины. Обычно подлежит контролю задняя ось, так как, обычно, на ней нагрузка больше, чем на переднюю.

Для контролирования осевого давления автомашины на полотно установлено понятие «максимальная осевая нагрузка», подразумевающая давление на дорожное полотно от максимально нагруженной оси автомашины. Превышение разрешенной нагрузки на ось считается основанием для установления запрещения передвижения автомашины.

Как и где проверяются машины на перегруз

Контролирования перегруза по обоим параметрам осуществляется инспекторами ГИБДД:

  1. На стационарных постах, устанавливаемых обычно, при выезде или въезде к городу. При осуществлении весовой проверки на данных постах передвижение груза с места на место запрещается.
  2. На передвигаемых постах, которые оборудованы на основе грузового фургона. Такие посты способны менять свои участки нахождения.

Поверка веса автотранспорта может выполнятся 2-мя способами:

  • Динамическим. В этом варианте скорость передвижения автомашины не может быть более 5 км/ч в установленном месте, оснащенным специальными датчиками. Такой метод замера допускает погрешность до 3%.
  • Статистическим. Замеры осуществляются на весах после остановки транспорта. Такой способ взвешивания является более точным.

Какие виды перегрузов бывают

В зависимости перегрузки автомашины, можно разделить перегрузы на несколько видов:

  1. Перегруз грузом.
  2. Перегруз пассажирами.
  3. Перегруз прицепа.

Перегруз грузом

Перегруз автомашины грузом осуществляется главным образом в коммерческих целях. В результате перегруза – возможна потеря управления на трассе, преждевременный износ деталей и узлов автомашины и даже их поломка из-за повышенной нагрузки. Инспекторы ГАИ редко останавливают такой транспорт, так как определить перегруз без взвешивания, практически, невозможно.

Штраф за перегруз автомашины регламентируется ст. 12.21 КоАП РФ и составляет 500 рублей или предупреждение.

Перегруз пассажирами

Это относится к автотранспорту, перевозящему пассажиров, и является наиболее распространенным. Водитель берет пассажиров сверх установленных мест, за счет чего увеличивается разрешенная масса маршрутки.

Результатом такого перегруза может быть потеря управления на трассе, преждевременный износ маршрутки, повышенный расход топлива и штраф – за перегруз пассажирами, а также возможно взыскание за не пристегнутый ремень.

В этом варианте для лишних пассажиров ремни не предусмотрены. Поэтому автоводителю придется уплатить взыскание за перегруз и за проезд без ремня безопасности. Также, в этой ситуации придется заплатить и пассажиру. Общая сумма взысканий может достичь д 2 000 рублей.

Перегруз прицепа

За перегруз прицепа автоводитель наказывается аналогично перегрузки автомашины суммой в 500 рублей или может быть вынесено предупреждение.

При перегрузе прицепа, автоводителю надо ехать осторожно, так как громоздкий прицеп затрудняет управление автомашиной и может так «затянуть» автомобиль, что возможна полная потеря управления автотранспортом.

Сумма штрафа за перегруз сейчас

Перегруз автотранспорта может нанести вред автомашине, из-за повышенного износа узлов и деталей, а также угрозу здоровью/жизни людей.

За перегруз автомашины ст. 12.21.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание виновного лица.

Виновным в перегрузке автомашины может быть:

  1. Физлицо, т. е. автоводитель.
  2. ИП.
  3. Предприятие.

Административное взыскание за превышение допустимых нормативов загрузки может быть выражено штрафными санкциями и даже в ряде вариантов – лишением ВУ.

О взыскании за перегруз автомашины можно посмотреть видео

(Видео: “ШТРАФ ЗА ЛИШНИЙ ВЕС”)

Для физических лиц

Автоводитель, передвигающейся с перегрузом автомашины, может наказываться:

  1. Накладыванием денежного взыскания.
  2. Лишением ВУ на определенное время.

Вид наказания физлица в 2020 году, в зависимости от величины перегруза, представлена в таблице:

Величина перегруза Статья КоАП Вид наказания автоводителю
От 2% до 10% ч. 1, 12.21.1 Штраф, равный от 1 000 до 1 500 рублей.
От 10% до 20% ч. 2, 12.21.1 Штраф – от 3 000 до 4 000 рублей.
От 20% до 50% ч. 3, 12.21.1 штраф – от 5 000 до 10 000 рублей или изъятие водительского удостоверения на 2 – 4 месяца.
Более 50% ч. 6, 12.21.1 штраф – от 7 000 до 10 000 рублей или изъятие водительского удостоверения на 4 – 6 месяцев.

Погашение штрафа автоводители должны осуществлять самостоятельно на протяжении 60 суток после получения на руки постановления о правонарушении. При погашении штрафа до 20-тидневного срока применяется 50% скидка от объявленного взыскания (ст. 32.2 КоАП РФ).

Решение об изъятии водительского удостоверения утверждается судом после разбирательства по делу о правонарушении.

При лишении водительских прав, исчисление срока лишения начинается с даты их изъятия в ГИБДД (ст. 32.7 КоАП РФ).

Для должностных лиц

Если автомашина с перегрузом передвигается при сопровождении должностного лица, отвечающего за груз, то в этом варианте, наказание за перегруз накладывается на должностное лицо.

Наказание в 2020 году, накладываемое должностному лицу представлено в таблице:

Величина перегруза Взыскание на должностное лицо
От 2% до 10% Штраф – от 10 000 до 15 000 рублей.
От 10% до 20% Штраф – от 25 000 до 30 000 рублей.
От 20% до 50% Штраф – от 35 000 до 40 000 рублей.
Более 50% Штраф – от 45 000 до 50 000 рублей.

Штраф должен быть перечислен также на протяжении 60 суток с момента принятия решения о наказании.

Читайте также:  Архивы Ремонт ВАЗ 2106 - Ремонт ваз своими руками

Для юридических лиц

Ниже представлена таблица наказаний за перегруз грузовой автомашины в 2020 году, выписываемых предприятиям:

Величина перегруза Взыскание на юридическое лицо
От 2% до 10% Штраф 100 000 – 150 000 рублей
От 10% до 20% Штраф 250 000 – 300 000 рублей
От 20% до 50% штраф 350 000 – 400 000 рублей
Более 50% штраф 450 000 – 500 000 рублей

При перегрузе, выявленном автоматическими контролирующими приборами, размещенными вдоль проезжего полотна дороги, ответственность возлагается на автовладельца. Величина взыскания при таком способе взвешивания автомашины будет следующей:

Величина перегруза Сумма для взыскания
От 2% до 10% Штраф –150 000 рублей.
От 10% до 20% Штраф – 300 000 рублей.
От 20% до 50% штраф – 400 000 рублей.
Более 50% штраф – 500 000 рублей.

Примечание. За превышение допустимых нормативов загрузки и осевой нагрузки автомашины ИП выписывается взыскание в таком же размере, как предприятиям (прим. к ст. 12.21.1 КоАП РФ).

В каких случаях можно обжаловать штраф

Сегодня возникает немало споров в отношении оплаты взысканий за перегруз автомашин между транспортными предприятиями, занимающимися грузоперевозками и предприятиями, отправляющими груз. Разберемся с этим детальнее.

Судебная практика РФ демонстрирует, что судебные структуры, в большинстве своем почти всегда выносят решения по нарушениям порядка транспортирования грузов в пользу ГИБДД, возлагая вину на транспортное предприятие. В то же время, в ряде обстоятельств вину за перегруз и обжалование штрафов можно распределять следующим образом:

1. Владелец ТС может оспорить штраф:

    • Если автомашина была передана в аренду соглашением другому субъекту. Вину за перегруз в этом варианте должен нести арендатор автомашины (ст. 2.6.1 КоАП РФ).
    • Если автомашиной осуществлялось транспортирование груза для личных потребностей, и автовладелец может удостоверить это, то штраф должен быть выписан физлицу, то есть по минимальной сетке.

2. Транспортная компания может оспорить штраф:

  • Если загрузка автомашины была осуществлена наливным или сыпучим грузом, а взыскание выписано за перегруз по осям. При этом, автоводитель не в состоянии контролировать перемещение сыпучего груза или жидкости в автомашине, а следовательно – давление на ось.
  • В таких судебных производствах суд может отменить наложенный штраф ГИБДД из-за отсутствия правонарушения. При этом, масса автопоезда должна быть в пределах разрешенных нормативов.

3. Отправителю груза можно опротестовать штраф:

  • Если, при транспортировании груза было осуществлено несколько проверок веса и первая проверка прошла без замечаний, а последующие взвешивания выявили сверхнормативную нагрузку на ось. Это означает, что в пути случилось перемещение груза, поэтому при дальнейших проверках выявился перегруз оси.
  • В этом варианте, нарушения допустимых норм по перегрузке грузоотправитель не совершил и штраф может быть выписан физлицу, неправильно закрепившему груз.

Для того, чтобы не «нарваться» на взыскание за перегруз необходимо:

  • Быть знакомым с правилами транспортирования грузов и выполнять их.
  • Загружать автомашину с соблюдением законодательных норм.
  • Надежно прикреплять груз на ТС, для недопущения смещения.
  • Пользоваться бортовыми датчиками, контролирующими осевое давление.
  • При погрузке пользоваться компьютерным ПО, который помогают правильно разместить груз на автомашине.

Как оспорить штраф за перегруз?

Если автоводитель считает, что взыскание за перегруз назначено неправильно, он может оспорить взыскание, после получения постановления, направив претензию в ГИБДД. Приступить к процедуре обжалования водитель обязан не позже 10 суток с момента получения постановления.

Если его жалоба не была удовлетворена в ГИБДД, он имеет право обратиться с иском в судебную структуру.

При этом, вместе с жалобой или исковым заявлением, ему понадобиться прикрепить необходимые материалы, доказывающие неправильное наказание. Для получения успешного результата водителю надо будет предъявить фотоснимки, видео с регистратора автомашины и прочие аргументы, подтверждающие его правоту.

Правила езды с прицепом на легковом автомобиле по новым правилам

Прицеп уже сегодня считается важным помощником при проведении работ, при совершении туристических поездок, выполнении различных транспортировок.

Изменились виды прицепов, теперь могут транспортировать передвижные дома, различные виды спецтехники и прочие грузы. Меняются и правила перевозки грузов и разрешённые категории водительских прав при транспортировке в составе автопоезда.

Об установленных правилах езды с прицепом

В последнее время идут постоянно внесения изменений или дополнений в правилах ПДД, касающиеся разных вопросов.

По новым правилам прицепное устройство является так же транспортным средством и в определённых законом случаях, а именно для юридических лиц и при перевозке грузов более 3,5 тонны должен проходить обязательно регистрацию, а ещё водитель при транспортировке грузов превышающих общий вес 3,5 тонны автопоезда обязан иметь соответствующую категорию «Е» в водительских правах.

Разных нюансов, касающихся перевозки груза в прицепе, стало больше и расширился порядок квалификационных групп в правилах ПДД, водитель должен при сдаче экзаменов на управление ТС с прицепом иметь определённую водительскую категорию в правах.

Ответ на вопрос о том, как ездить с прицепом и какие нужны документы при управлении ТС состоит в следующем:

  • Езда с прицепом на легковом автомобиле без документов запрещено, может быть выписан штраф сотрудником ГИБДД при выявленном нарушении;
  • Прицепное устройство должно быть зарегистрировано и иметь только штатные сертифицированные устройства стыковки фаркопа. Самодельные устройства не имеющие сертификатов запрещены;
  • Прицеп должен иметь исправные световые, сигнальные и габаритные устройства, позволяющие обозначать движение прицепного устройства и его манёвры на дороге, а так же зеркала заднего обзора с регулируемым выносом позволяющие видеть обзор прицепа в движении;
  • Согласно установленным требованиям ПДД при движении с прицепом в составе автопоезда с общей массой до 3,5 тонны по автомагистралям, вне населённых пунктов скорость автомашины не должна превышать 90 км в час. А на других трассах на более 70 км в час или согласно установленным ограничениям режима скорости;
  • Водитель имеет право с категорией в правах «В» использовать прицепной механизм с весом не превышающий вес тягача и общий вес автопоезда не должен быть более 3,5 тонны;
  • При использовании прицепа нужно соблюдать допустимые габаритные размеры прицепного устройства; по ширине не более 2,55м., по высоте до 4 м. и общая длина автопоезда, тягача с прицепом не должна быть более 20 метров;
  • В условиях с ограниченной видимостью не рекомендуется пользоваться на дороге прицепным механизмом;
  • Следует использовать прицеп только по прямому назначению, запрещается перевозить людей в прицепе, а так же нельзя пользоваться прицепом при плохом обзоре груза, при закрытии сигнальных приборов, знака регистрации, при не устойчивости прицепного ТС;
  • Прицепное устройство должно иметь в конструкции упорные клинья колёс на случай аварийной остановке на дороге с уклоном.

Езда с прицепом в составе автопоезда требуют от водителя соблюдение всех норм и правил установленные принятыми законами и постановлениями России, правилами ПДД.

О подготовке прицепа к эксплуатации и штрафах при нарушениях

Водитель должен помнить, что прицепное устройство следует так же осматривать и обслуживать перед совершением поездки. Необходимо быть уверенным в исправности и его соответствия требованиям безопасности.

Следует, перед совершением поездки с прицепным устройством проводить следующие мероприятия:

  • Проверять надёжность соединения сцепного механизма прицепа с автомашиной. Дублировать страховочным соединением сцепку;
  • Проводить смазку мест соединений фаркопа, проверять люфт соединения и устранять при появлении;
  • Осматривать все световые сигнальные приборы, проводить замену неисправных ламп;
  • Проверять свободный ход колёс прицепного устройства и при необходимости наносить смазку на подшипники колёс;
  • Проверять состояние амортизаторов, рессор, надёжность крепления и отсутствие подтекания;
  • В заключении проверяется давление в шинах, оно должно быть не менее установленной нормы по паспорту.
Читайте также:  Багажник КИА Рио Х Лайн – размеры, объем, использование - KIA Rio X-Line Club

Водитель должен соблюдать нормы загрузки на прицепное устройство и правила размещения и крепления груза. Перегрузка не допустима. Очень важно при размещении груза на одноосном прицепном устройстве выполнить расположение груза строго на оси прицепа и провести его крепление.

Незначительное смещение может отразиться на устойчивости и манёвренности прицепного устройства и груз даже может оборвать сцепку. Чрезмерное смещение груза вперёд может преждевременно износить устройство сцепки прицепа с машиной и привести к деформации фаркопа.

Смещение груза назад снижает безопасность перевозки, контакт и управляемость резко падают. Происходит преждевременный износ покрышек автомобиля и прицепа. Следует избегать смещения груза и проводить его фиксацию с помощью ремней безопасности.

При несоблюдении водителем правил ПДД управляя машиной с прицепным устройством, может к водителю применяться административный штраф в следующих случаях:

  • При неправильной перевозке груза в размере 500 рублей;
  • Отсутствует открытая категория в правах при перевозке груза сверх установленных норм, до 5000 рублей;
  • Отсутствуют транзитные или прочие номера на прицепе, назначается штраф 5000 рублей или лишение водительских прав;
  • Нет полиса ОСАГО или отсутствуют в нём сведения о прицепе;
  • Неисправен прицеп или тягач или неправильно выполнена стыковка. В таком случае, следует прекратить движение, и устранить неисправность;
  • Прицеп создаёт аварийную ситуацию вследствие неправильного управления водителем.

Ещё могут быть и другие ситуации. Водитель должен помнить, что двигаться с прицепом нужно строго соблюдая законы, правила ПДД, инструкции по эксплуатации устройств.

Об особенностях езды с прицепом

Овладеть навыками езды с прицепным устройством каждому водителю приходится самостоятельно, постепенно вникая в процесс управления, вождения. А способ, движение задним ходом с прицепом вообще уникален в каждом случае и не сразу новичок сможет с этим справится.

При обратной езде с прицепным устройством следует следить в заднее зеркало за состоянием прицепа, при его смещении в право, крутить руль следует влево и в другом случае в противоположной последовательности. Поворачивать руль следует плавно без резких рывков, что бы избежать разворачивания прицепа боком.

К основным особенностям езды можно отнести следующее:

  • При начале, движенье с прицепным устройством следует проводить плавно без резких рывков;
  • В пути следования двигаться с ровной скоростью, плавно ускоряясь или притормаживая;
  • Выполнять повороты, обгон на магистрали следует с предельной осторожность, используя рассчитанный запас на маневры. А при движении в городской среде заранее предусматривать все последующие перестроения в ряду и торможения на перекрёстках;
  • При плотном движении машин учитывать дистанцию с ближайшими автомобилями и тормозной путь;
  • Соблюдать установленный скоростной режим, учитывать при движении на трассе погодные условия, порывы ветра и осадков;
  • В случае заноса прицепного устройства постараться его выровнять в движении за счёт увеличения скорости или управлением в противоположную сторону.

Бухгалтерия и финансы

Справочник финансового директора

Смещение груза при перевозке штраф

ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ

ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ
ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ — указанное в перевозочном документе (накладной) юридическое или физическое лицо, которое выступает от своего имени или по поручению собственника груза и выполняет обязанности, вытекающие из договора перевозки. Г. обязан до предъявления груза к перевозке подготовить его таким образом, чтобы обеспечивались безопасность движения и сохранность груза,перевозочного средства при траспортировке. Качество предъявляемых Г. к перевозке плодоовощей, фруктов, других скоропортящихся грузов, а также их тара и упаковка должны соот-ветствовать требованиям стандартов и обеспечивать сохранность грузов в течение сроков транспортабельности, установленных Г. в удостоверении о качестве или экспертом в сертификате. Г. несет ответственность и возмещает расходы, связанные с ликвидацией аварийных ситуаций, загрязнением, заражением окружающей среды, возникшими по его вине из-за ненадлежащей подготовки груза. Вес груза, подготовленного к отправке, может быть определен как Г., так и перевозчиком либо совместно. Правовое значение участия представителя перевозчика в определении веса груза состоит в подтверждении его достоверности указанному в транспортных документах. Если перевозчик принимает груз без проверки его веса, то указанный Г. вес считается достоверным и за весовую недостачу отвечает перевозчик, если не докажет наличие обстоятельств, исключающих его ответственность.Пригодность транспортных средств для перевозки конкретного груза в коммерческом отношении определяется Г., если погрузка производится его средствами ( на своих подъездных путях, пристанях, при погрузке груза на автотранспорт). Определение пригодности контейнеров в коммерческом отношении практически всегда осуществляется Г. так как контейнеры загружаются непосредственно им.Г.вправе отказаться от транспортных средств(вагонов, контейнеров,автомобилей, судов), непригодных для перевозки данного груза, а перевозчик в этих случаях обязан заменить их на исправные. Загруженные транспортные средства пломбируются Г., когда груз погружен им. При предъявлении к перевозке груза Г. должен на каждую его партию грузапредставить перевозочные документы, оформленные в соотяветствии с Правилами перевозок грузов, действующими на каждом виде транспорта. Г. несет ответственность, предусм. отренную действующим транспортным законодательством, за правильность сведений, внесенных в транспортные документы, а также за последствия их неправильности,неточности или неполноты. Оплата перевозки и дополнительных сборов — основная обязанность Г.Г. обязан уплатить перевозную плату в момент сдачи груза. Перевозчик имеет право в исключительных случаях задержать отправление груза до внесения Г. провозной платы, а также взыскать штраф за несвоевременную уплату провозных платежей.Г. несет ответственность в виде уплаты штрафов за: а) неиспользование поданных транспортных средств; б) использование без разрешения перевозчика принадлежащих ему транспортных средств; в) задержку (простой) транспортных средств под погрузкой или перегрузкой свыше установленных технологических норм: г) перегрузку транспортных средств сверх грузоподъемности: д) повреждение предоставленного перевозчиком транспортного средства, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования: е) предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, при неправильном указании наименования или свойств груза.Егиазаров В.А.

Энциклопедия юриста. 2005.

Крепление грузов при перевозке автомобильным транспортом: отвечает грузоотправитель, виноват перевозчик?

По результатам прошедшего в сентябре «круглого стола» Юридического департамента ГК TELS публикуем информацию по одному из рассмотренных вопросов – правовой ситуации в РФ и РБ в отношении ответственности за крепление груза и его сохранность в процессе транспортировки.

Кто отвечает за крепление груза? Кто виноват в случае порчи груза по причине его некачественного крепления? Несмотря на действующие нормативные акты, возлагающие ответственность на конкретное лицо (обычно, грузоотправителя), судебная практика показывает явную неоднозначность в решении данных вопросов. Часто именно перевозчик становится «виноватым» в том, что груз повредился в процессе перевозки из-за несоответствующего крепления.

Законодательство и судебная практика

Международное законодательство, а именно Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956 г. не определяет каких-либо конкретных лиц, отвечающих за крепление груза.

Законодательство Российской Федерации – Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» п. 50 – определяет, что погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договоренностью сторон, а приложение №7 данного Постановления в п.4 уточняет, что в перечень работ по погрузке грузов входит его крепление в транспортном средстве. Та же ответственность грузоотправителя «прописана» и в других действующих законодательных актах РФ: Федеральным законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 06.11.2011) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971).

Читайте также:  Цена Chevrolet Tracker Narxi в автосалонах GM Uzbekistan; Автострада

Законодательство Республики Беларусь также возлагает обязанности по креплению груза на грузоотправителя (если оное не предусмотрено договором), но при этом обязывает перевозчика контролировать размещение и крепление. (Постановление Министерства транспорта и коммуникаций от 10.10.2005 N 58 «Об утверждении Правил безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства» в п.4). Те же нормы определены в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов» п.69.

Таким образом, действующие нормы права Республики Беларусь ставят перевозчика в положение ответственного за то, чтобы груз был закреплен правильно. И в случае повреждения груза в пути из-за неправильного крепления, перевозчик отвечает за него перед грузополучателем.

Такое положение дел подтверждается и судебной практикой РБ. Правоприменительная практика белорусских судов идет по устоявшемуся пути, применяя презумпцию вины перевозчика по вопросу крепления груза. В случае, если перевозчик не сделал отметки в СMR-накладной о каких-либо несоответствиях в принятом грузе, считается, что груз был принят в надлежащем состоянии. Так суд РБ установил вину перевозчика за частичное повреждение груза – листового стекла – в процессе перевозки, хотя причиной порчи груза эксперты определили недостаточно надежное крепление: в связи со смещением подставок, которые не были закреплены от смещения, при движении было ослаблено натяжение ремней, которые в результате трения порвались, и груз выпал. При принятии решения суд руководствовался п. 4 Правил N 58 (обязанность перевозчика контролировать крепление груза), а также учел, что аналогичную обязанность стороны прописали в договоре.

Российское законодательство в вопросах ответственности за крепление груза менее «требовательно» к перевозчику. Примером тому может служить Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.07.2008 N Ф08-3378/2008 по делу N А63-11575/07-С3-18. Дело рассматривалось в кассации (кассационная инстанция):

Фабула дела: Компания «А» (Истец) передала компании «Б» (Ответчику) заявку на перевозку груза (листовое стекло). Упаковку и погрузку стекла листового осуществлял грузоотправитель. При выгрузке был обнаружен бой стекла. В заключении эксперта указано, что было нарушено требование по погрузке стекла. В частности, отмечено, что «упаковка (деревянный каркас) установлена на металлическую пирамиду длиной 220 см, что не соответствует длине упаковки стекла (340 см), и закреплена эластичными ремнями. Стекло упаковано в деревянные каркасы, в которых отсутствуют перекладины, прокладочный и уплотняющий материал».

Позиция Истца: В нарушение § 14 раздела 5 Правил перевозки грузов ответчик не сообщил грузоотправителю о замеченных недостатках при укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности, а также не проверил соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности.

Позиция Ответчика: Упаковку и погрузку стекла листового осуществлял грузоотправитель. По этой причине с перевозчика снимается всякая ответственность.

Позиция суда по делу: Из материалов дела усматривается, что упаковку и погрузку стекла листового осуществлял грузоотправитель. Правила перевозки, приводимые Истцом в обоснование своей позиции, возлагают на водителя обязанность проверить качество укладки и крепления груза только на предмет обеспечения безопасности дорожного движения. Указанные нормы не возлагают на перевозчика обязанности проверить упаковку и крепление груза для обеспечения его сохранности при перевозке. Оценив предоставленные доказательства, суд сделал вывод о доказанности перевозчиком того, что повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело

Заказчик крепит, как ему выгодно

«Попасть» на дополнительные убытки перевозчик может и из-за «изобретательности» грузоотправителя. Известен случай, когда для крепления бочек с опасным жидким грузом, грузоотправитель использовал паллеты: проложил их между бочками. В результате на таможне было установлено «несоответствие количества груза». Аргументация перевозчика, что это — средство крепления, придуманное отправителем, не была принята во внимания, все санкции в итоге оплатил перевозчик.

Обычная практика, когда заказчик отказывается по просьбе перевозчика менять систему крепления своих грузов. Крупные заказчики иногда «прямым» текстом заявляют: «Если мы будем крепить грузы так, как вы просите, нам будет невыгодно возить». Данная позиция крупных корпоративных заказчиков, работающих в Евросоюзе, опирается на их практику организации перевозки грузов автомобильным транспортом по Европе. Качество европейских дорог в значительно большей степени способствует сохранности грузов по сравнению с дорогами СНГ. Под Европу и разрабатывается крепление, которое потом заказчик отказывается усложнять и удорожать. Так, грузы одного известного в Европе производителя соков практически без повреждений перемещаются по Европе, но при въезде в Российскую Федерацию часть груза теряет свою товарную кондицию из-за продавливания и деформации упаковки. Бочки также известного мирового производителя химического сырья доезжают до границы с РФ в автоприцепе на том же месте, где их поставили, но при движении по нашим дорогам начинают смещаться, заваливаться и просыпать содержимое.

Понятно, что данная проблема – изменение (усиление) системы крепления груза — может решаться только на уровне глобальных договоренностей между заказчиком и экспедитором (перевозчиком), но никак не требованиями водителя изменить систему крепления во время загрузки.

Что делать перевозчику?

Как мы видим, действующие законодательные акты, даже явно утверждающие, что обязанности по креплению груза (а, значит, и ответственность за его порчу по причине ненадежного крепления) несет грузоотправитель, не исключают возникновения спорных ситуаций. Какими могут быть меры для сокращения негативных последствий в подобных ситуациях?

Наталья Крылович, руководитель Юридического департамента ГК TELS: «Спорность по ситуациям с порчей груза из-за его несоответствующего крепления можно минимизировать путем разработки правильного договора. Как минимум, при оформлении заявок и договоров нужно контролировать, чтобы в договоре с заказчиком и заявке на перевозку обязанность по креплению груза не была возложена на экспедитора (перевозчика). Понятно, что такие меры сократят риски убытков для экспедитора (перевозчика), но не снижают риски порчи груза. А значит, неприятные разбирательства с заказчиком, в том числе и судебные, по-прежнему будут мешать дальнейшему развитию плодотворных отношений.

Значительно упрощает решение подобных спорных ситуаций страхование груза. Но, к сожалению, очень многие заказчики до сих пор не понимают разницы между страхованием ответственности экспедитора (перевозчика) и страхованием груза. Страховые выплаты по полису ответственности экспедитора (перевозчика) выплачиваются страховыми компаниями только в случае доказанности вины экспедитора (перевозчика), а это бывает не всегда. Страхование груза (от всех рисков) снимает для заказчика практически все проблемы по возмещению убытков в результате порчи или потери груза. Перевозчику в этом случае также намного легче разбираться с заказчиком и строить долгосрочные отношения. Поэтому, если речь идет перевозке дорогостоящего груза, а также при наличии повышенных рисков порчи груза (а этим риском может являться даже состояние наших дорог), надо настойчиво убеждать заказчиков страховать свои грузы. Так будет спокойнее и выгоднее всем».

Количество показов: 19467

Полезные публикации

Отчетность в ФССОбязанность сдачи отчета 4-ФСС регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 года N…

Удержание как способ обеспечения исполнения обязательств Удержание как способ обеспечения исполнения обязательств предусмотрено ныне действующим…

Ответственность перевозчика перед пассажирами1. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОП)В соответствии с Федеральным…

РАР напоминает: с 1 июля справки к ТТН и ТД для пива не нужныРосалкогольрегулирование опубликовало…

Срок уведомления о приеме на работу иностранного гражданина Насколько быстро подается уведомление в соответствии с…

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector