Разворот на трамвайных путях можно ли разворачиваться через них, правила, штрафы в 2020 году

Поворот налево с трамвайных путей и разворот через трамвайные пути Дмитрий Черайтер Незатейливый ав

Ездил позавчера по улицам, во всю длину которых проложены трамвайные пути (таких в Москве немеряно – читай Краснобогатырская – Первомайская). И вспомнил историю о том, как мы с моим приятелем спорили – можно ли пересекать трамвайные пути, чтобы развернуться или повернуть налево, и не будут ли гаишники это считать за выезд на встречку, как они считают, например, поворот налево под знаком только прямо. Или же необходимо доехать до перекрестка, и там уже – если знаки позволяют – поворачивать и разворачиваться. Разбирались и спорили мы долго, я утверждал, что пути – не есть двойная сплошная, несмотря на то, что выезд на трамвайные пути встречного направления карается лишением прав. Очень часто приходится слышать мнение, что (особенно, если дорога имеет два и более рядов в одном направлении) между путями находится воображаемая разделительная линия, и иногда – аж двойная.

Что всегда успешно контраргументируется возражением, что именно в месте, где я решил повернуть налево, или развернутся – в вашей воображаемой двойной сплошной находится мой воображаемый разрыв двойной линии с заменой ее на пунктирную.

Естественно, этот аргумент не действует, если место, где очень хочется повернуть или развернуться – находится рядом с остановкой общественного транспорта, пешеходным переходом, в тунеле/на мосту или в зоне действия знака только прямо – тут уж ничего не попишешь – нельзя. Но во всех остальных случаях – он действует железно.

Нет ничего из вышеуказанного – да, можно – смело поворачиваем и разворачиваемся через трамвайные пути. Да, ГАИшники могут попытаться привлечь за выезд – но если вы в момент пересечения находились под углом в 90 градусов к ним – это не больше, чем разводка – типа вы использовали трамвайные пути попутного направления для обгона (что разрешено пдд), и выехали на встречные трамвайные пути, а теперь пытаетесь оправдаться разворотом. Впрочем, к счастью, уже не часто встречающаяся разводка, отбиться достаточно легко – если только это не было действительно так.

А, ну и маневр должен выполнятся с трамвайных путей попутного направления.

А пути должны быть на уровне земли – ну это очевидно.

Ну а если протокол все же написан – отбивайтесь в суде. Да, зачастую суды заканчиваются фразой “Нет основания не доверять показаниям сотрудника ГАИ такого-то”, но обращение за консультацией, как вести процесс – серьезно уменьшает вероятность такого исхода.

Трамвайные пути ПДД

Трамвайные пути – это отдельный элемент проезжей части, служащий для передвижения рельсового городского транспорта по отмеченному маршруту.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Не только у начинающих, но даже и у опытных автомобилистов возникает вопрос – допускается ли действующей редакцией ПДД (далее – Правила) осуществлять езду по трамвайным рельсам, и, если да, то в каких случаях?

Можно ли ездить

П. 9.6. Правил гласит, что движение по рельсам допускается лишь при одновременном соблюдении нижеуказанных условий:

  • пути являются попутными;
  • они расположены слева от водителя;
  • находятся на одном уровне с автомобильной дорогой;
  • все полосы, предназначенные для езды в попутном направлении, заняты (вероятно, законодатель имел ввиду под этим высокую интенсивность транспортного потока).

В каких случаях запрещено

Запрещается осуществлять движение:

  • если трамвайная линия – встречная;
  • в случае, когда рельсы расположены не на одном уровне с автомобильной дорогой, то есть находятся либо ниже, либо выше автодороги;
  • если наличествуют свободные автомобильные полосы, трамвайную линию занимать нельзя;
  • если создаются неоправданные помехи для беспрепятственного движения трамвая;
  • запрещена и езда по трамвайным линиям через перекресток, если перед ним стоят 5.15.1. или 5.15.2.;

  • также не позволяется исполнять левый поворот или разворот, если наличествуют 5.15.1. или 5.15.2., свидетельствующие о необходимости осуществлять данные маневры именно с автомобильных полос.
Читайте также:  Составление и расчет шихты

Разворот на трамвайных путях по ПДД

Сразу отметим, что Правила допускают осуществлять разворот как на перекрестках, так и вне таковых. В отношении трамвайных линий не сделано каких-либо особых исключений – с них можно делать разворот как на перекрестке, так и вне него.

Чтобы развернуться с использованием трамвайных рельсов на регулируемом перекрестке, необходимо:

  1. Определить, что перекресток действительно регулируемый – то есть работает светофор или на нем находится регулировщик (п. 13.3. Правил).
  2. Определить, можно ли совершить маневр в задуманном месте и не стоит ли запрет (места, где нельзя осуществлять разворот, указаны в п. 8.11. Правил).
  3. Посмотреть, нет ли знаков или разметки, запрещающих осуществление задуманного маневра.
  4. Понять, поставлены ли до перекрестка 5.15.1. или 5.15.2. (либо же есть разметка 1.18.) – если да, на рельсы перестраиваться не следует – разворот нужно сделать с той полосы, с которой это позволяет знак или разметка.
  5. Далее необходимо выполнить требования аб. 2 п. 8.5. Правил – а именно установить, находятся ли трамвайные линии на одном уровне с автодорогой, не будут ли созданы помехи трамваю и др.
  6. Если все в порядке, следует перестроиться на попутные рельсы, подав соответствующий сигнал поворотником (п. 8.1. Правил) или рукой.
  7. Остановиться перед линией “Стоп” или светофором и дождаться включения зеленого сигнала.
  8. Пропустить тех, кто на перекрестке будет двигаться прямо и направо (п. 13.4. Правил), а также пропустить трамвай, движущийся также на зеленый свет, вне зависимости от направления его движения.
  9. Наконец, исполнить маневр (желательно по траектории, которая показана на рисунке, то есть практически под углом 90 градусов).

Общий порядок действий:

  1. Определить, что перекресток действительно нерегулируемый, то есть нет регулировщика, отсутствует или не работает светофор.
  2. Выполнить пункты 2 – 6 из предыдущего случая.
  3. Определить, по какой дороге движется автолюбитель – по главной, второстепенной или равнозначной.
  4. Если автомобилист находится на главной, перед разворотом ему нужно пропустить тех, кто тоже на главной, и движется прямо или направо (п. 13.12. Правил), а также трамвай, если он тоже на главной дороге (куда трамвай будет поворачивать, неважно – уступить придется в любом случае).
  5. Если автолюбитель движется по второстепенной, помимо необходимости уступить тем, кто на главной (и трамваю, находящемуся на главной, в том числе), нужно уступить тем, кто тоже на второстепенной и движется в прямом направлении или направо (трамваю уступить нужно вне зависимости от направления).
  6. Если водитель на перекрестке равнозначных дорог, то есть отсутствуют какие-либо знаки приоритета, необходимо воспользоваться правилом “помеха справа” (п. 13.11. Правил), а еще пропустить трамвай, вне зависимости от направления его езды и откуда он едет.
  7. Наконец, завершить маневр по наиболее безопасной траектории (рисунок приведен выше).

Вне перекрестка

Разворот не на перекрестке с использованием трамвайных линий должен осуществляться при условии выполнения всех тех же требований, то есть:

  • пути находятся слева;
  • на одном уровне с автомобильной дорогой;
  • поблизости отсутствует попутный трамвай, или он поблизости, но совершение маневра не создаст для него помех;
  • отсутствуют 5.15.1. и 5.15.2, гласящие о необходимости совершать маневр с автомобильных полос.

Однако, в отличие от перекрестка, где осуществлять разворот необходимо только после включения “зеленого” и пропуска встречных машин, движущихся прямо и направо (на регулируемых), или тех, кто на главной (вне зависимости от направления) и второстепенной (прямо и направо) (на нерегулируемых), разворот вне перекрестка осуществляется куда проще.

Водителю всего лишь необходимо соблюсти требования п. 8.8. Правил, предписывающего уступить дорогу:

  • встречным ТС (здесь также, вероятно, подразумевается и обязанность уступить дорогу встречному трамваю, ведь маневр будет осуществляться, в том числе, и с пересечением встречной трамвайной линии);
  • и трамваю попутного направления.

Есть и еще один момент – в отличие от перекрестков, вне них разворот может осуществляться не обязательно с крайнего левого ряда – допускается даже с правой обочины, если габариты ТС или ширина автодороги не позволяют исполнить маневр с левого ряда. Об этом гласит аб. 2 п. 8.8. Правил.

Читайте также:  Магнитола 2 DIN рейтинг лучших двухдиновых автомагнитол на рынке

В представленном случае, водителю, помимо встречных ТС и попутного рельсового транспорта, придется уступить дорогу еще и попутным механическим ТС.

Поворот налево с путей

Поворот налево с путей совершается согласно тому же порядку, что установлен и для разворота.

В отличие от правого поворота, при котором автомобиль необходимо держать как можно ближе к правой стороне проезжей части, после левого поворота допускается занять любую попутную свободную полосу.

Пересечение путей

Запрета на пересечение трамвайных линий в Правилах нет – то есть их можно свободно пересекать, если, к примеру, они проходят через перекресток. Единственное требование – пересекать их можно после того, как был пропущен трамвай (если у него приоритет).

А приоритет у трамвая всегда, когда он движется по равнозначной дороге или под зеленый сигнал светофора. Пропускать не нужно только в случае, если:

  • трамвай – на второстепенной, а автомобиль – на главной;
  • трамвай поворачивает под зеленую стрелку при основном красном (п. 13.6. Правил).

Какой предусмотрен штраф за нарушение

За нарушения, так или иначе связанные с трамвайными путями, инспекторы ГИБДД могут привлечь к ответственности по различным статьям КоАП:

Нарушение

Регламентация

Ответственность

Итак, трамвайные пути – одна из составляющих частей дорожно-транспортной инфраструктуры. Двигаться по ним можно лишь в установленных Правилами случаях.

Через них разрешен и разворот – но, снова-таки, при отсутствии знаков “Движение по полосам” и при не создании помех для трамвая.

Видео: Проезд по трамвайным путям. Сборник спорных ситуаций

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Разворот через трамвайные пути

Добрый день, уважаемые автолюбители.

Очень много споров возникает при совершении маневра «разворот» через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров — это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

В этой статье мы расскажем когда можно совершать разворот через трамвайные пути, а когда нельзя. Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.

Для начала обратимся к Правилам дорожного движения и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.

Правила дорожного движения

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Уже здесь мы видим, что разворот через трамвайные пути возможен.

К сожалению Правила дорожного движения так написаны, что в них не предусмотрено наличие трамвайных путей только в одном направлении. Это большая недоработка, но в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем.

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Читайте также:  Great Wall Wingle 7 2019 - комплектации и цены, фото видео тест-драйв нового пикапа от Грейт Вол

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Обратите внимание! Разворот может выполнятся везде, где это не запрещено правилами, знаками или разметкой, а именно:

  • п.8.11 Правил, который мы указали выше
  • Дорожными знаками: 3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4
  • Дорожной разметкой: 1.1, 1.2.1 и 1.3.

Во всех остальных случаях разворот разрешен!

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

Еще одно подтверждение, что разворот может быть вне перекрестка. Но, не смотря на это, вам будут вменять нарушение именно этого пункта ПДД за выезд на трамвайные пути встречного направления.

Теперь точно можно сказать, что разворот через трамвайные пути разрешен, если прямо не запрещен правилами, знаками или разметкой.

«Встречка» при развороте

Давайте еще раз отметим — при развороте «встречки» нет. Разворот это полноценный маневр, изменяющий движение транспортного средства в обратном направлении.

«Встречка» может быть до разворота или после, но никак не во время выполнения маневра.

Для примера сравним разворот на регулируемом перекрестке, и вне перекрестка. В обоих случаях выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Но почему при развороте на перекрестке вопросов к водителю не возникает? Ответ: «Потому что их нет, и быть не может!», так же как и при развороте вне перекрестка.

Разворот разрешен

Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:

  1. Уступить дорогу попутным трамваям
  2. Перестроиться на попутные трамвайные пути.
  3. Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
  4. Совершить разворот.

Разворот запрещен

Невыполнение требования п. 8.5. ПДД.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

Ответственность за это нарушение не предусмотрена. В КоАП РФ есть часть 1.1. статьи 12.14

1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении

Но в данной ситуации п.8.5 ПДД требует покинуть проезжую часть и выполнять маневр с трамвайных путей. Согласно определению «проезжая часть» трамвайные пути проезжей частью не являются.

Поэтому применение данной статьи в этом случае недопустимо.

Следующая ситуация — разворот со встречных рельс:

Обратите внимание, в этой ситуации кроме разворота, есть еще движение по трамвайным путям встречного направления

Согласно п.9.6 ПДД: «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.»

За такой маневр ответственность по части 4 статьи 12.15:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления

Разворот через сплошную линию разметки:

Нарушение требований разметки:

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

ответственность по части 2 статьи 12.16:

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

Мы рассмотрели типичные простые варианты разворота на трамвайных путях. Основное, что мы подтвердили в этой статье — разворот через трамвайные пути разрешен. Прямого запрета на этот маневр Правила дорожного движения не устанавливают, более того описывают как его нужно производить.

Все рассмотренные нарушения ПДД не связаны непосредственно с маневром «разворот», а связаны с невыполнением требований других пунктов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector