Модель поведения велосипедиста на дороге

Велосипедисту — тротуары и дороги! ПДД-2019; Столица С

Велосипедисты досаждают и автолюбителям и пешеходам. Как с ними бороться?

Велосипедист — неуловимый законом нарушитель, пугающий спокойно идущих по тротуару пешеходов с детьми, собаками, колясками, снующий между машин и раздражающая автолюбителей помеха. Каким образом поставить его на место? Открываем ПДД вместе с Ольгой Холоповой.

В самом начале ПДД автолюбителей ждет разочарование. Оказывается, велосипед — это транспортное средство (ТС), а велосипедист называется громким словом — водитель! Из этого следует, что он руководствуется почти всеми правилами ПДД. Ему даже посвящен целый раздел персонально — 24 раздел ПДД! К тому же он может иметь электродвигатель мощностью не превышающий 0,25 кВт. Так может ли этот наглец мешать весело прогуливающимся собачкам по тротуарам и любителям комфорта — автомобилистам?

Вообще, родная среда велосипедиста старше 14 лет — велосипедная и велопешеходная дорожка, а также полоса для велосипедистов (24.1 ПДД). Увы, таковые в нашем городе практически отсутствуют и, за неимением вышеперечисленного, ПДД отправляют всем мешающего велосипедиста на правый край проезжей части (ПЧ)! При этом габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему, либо перевозимого груза не должна превышать 1 м. Там же обязаны передвигаться велосипедисты в колоннах. И только, если отсутствует возможность движения по правому краю ПЧ, им разрешается ехать по обочине, не создавая помех пешеходам! Пешеходы почувствовали себя на коне? Не тут то было! Если обочины нет, то велосипедист отправляется прямиком на тротуар и пешеходные дорожки. А если он сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет, либо перевозит ребенка в дополнительном сиденье, велоколяске или прицепе, то он является вообще полноправным пользователем тротуара. В любом случае, велосипедист не должен создавать помех пешеходам, иначе ему придется спешиться (24.2, 24.6). Кстати, велосипедист, перевозящий ребенка, может двигаться по любой из вышеперечисленных зон, в том числе и по ПЧ.
Итак, для велосипедистов старше 14 лет существует целых 6 зон для передвижения. Но также существует и седьмая, по которой им передвигаться нельзя — это пешеходная зона. По пешеходным зонам можно передвигаться велосипедистам в возрасте от 7 до 14 лет, а также по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам (24.3).
Больше всех ограничены самые маленькие велосипедисты (до 7 лет). Их удел — тротуары, пешеходные и велопешеходные дорожки (на стороне для движения пешеходов, т. к. их скорость слишком мала), а также пешеходные зоны (24.4). Стоит отметить, что передвигаться по ним не так легко и безопасно, как кажется. Пешеходы могут резко останавливаться, разворачиваться и идти по диагонали. Недостаток опыта вождения велосипеда может привести к столкновению.

Все это, наверное, уже изрядно потрепало нервы несчастным пешеходам и автолюбителям, но как отреагируют последние на колонну велосипедистов?! А ведь им разрешено ехать группой по 10 человек в один ряд или даже по 10 пар в два ряда, если габаритная ширина их велосипедов не превышает 0,75 м. (груз, прицеп) и на радость автолюбителей законодатели позаботились об облегчении обгона такой колонны и установили расстояние между группами 80 — 100 м (24.7).

«Велосипедисту запрещено ездить по тротуарам! Ваше место один метр справа на дороге!» Эти нормы исчезли из ПДД около 25 лет назад!

Полосы для маршрутных транспортных средств

Огромным подарком для велосипедистов стало обновление пункта 18.1 ПДД! Теперь им разрешено движение на полосах для маршрутных транспортных средств, если такая полоса располагается справа! Такие полосы обозначаются знаками: 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14. Но, как бы ни был хорош подарок, работа ГИБДД оставляет желать лучшего. Зачастую на полосах для маршрутных ТС висит кирпич, под который велосипедист въезжать не имеет права. Выход из этой ситуации прост: сопроводить кирпич табличкой 8.4.13 или вовсе оставить только знак 5.14.1.

Основные положения по допуску ТС к эксплуатации, световые приборы и звуковой сигнал

Основные положения по допуску ТС к эксплуатации обязывают велосипедиста иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал. Но во владении пешеходов сигналить не стоит, т. к. там велосипедист является гостем. Стоит отметить, что фиксед гиры запрещены для движения по городу и на дорогах за его пределами, т. к. не имеют тормозов, но при желании их можно оборудовать передним ручным тормозом. Также полезными для велосипедистов будут пункты 2.3 и 2.3.1., которые поведают об общих обязанностях водителей в целом. В свою очередь, одним из важнейших правил является наличие осветительного оборудования при езде в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад, сумерки), а также в тоннелях. Велосипед должен быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.

В случае ДТП вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости (видимость ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью) при нахождении на ПЧ или обочине необходимо надеть куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала (2.3.4.). Совет: не имея вышеперечисленных вещей, велосипедисту достаточно сойти с дороги и обочины.

В последних поправках в ПДД появился неоднозначный пункт для велосипедистов: 19.5. «В светлое время суток на всех движущихся ТС с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». Он вызвал массу дискуссий и споров в Сети. Однако, основные положения по допуску ТС к эксплуатации не обязывает велосипедиста оснащать велосипед фарами и дневными ходовыми огнями. Поэтому п. 19.5 на велосипед не распространяется. Так же в п. 24 нет запрета на эксплуатацию велосипеда без этих осветительных приборов.

Читайте также:  Недостатки Джили Атлас 2018-2019 - отзывы владельцев (все минусы и плюсы)

«В отличие от машины, велосипед не является ТС повышенной опасности т. к. находится под полным контролем человека»

Шлем

Согласно ПДД, шлем не является необходимым атрибутом велосипедиста. Использовать его или нет — самостоятельный выбор каждого. Некоторые считают, что использование шлема может лишь увеличить риск получения черепно-мозговой травмы (ЧМТ). В Европе и США проводились исследования, в которых утверждалось, что вероятность получить ЧМТ во время обычной прогулки по улице выше, нежели во время поездки на велосипеде. Но для более точного результата стоило рассматривать конкретную возрастную группу людей. Какова же вероятность летального исхода в случае получения ЧМТ на тротуаре и при езде на скорости на ПЧ?
Также существует статья, в которой говорится, что водители при обгоне велосипедистов в шлеме, проезжали в среднем на 8.5 см ближе, нежели при обгоне велосипедистов с незащищённой головой. Таким образом, в статье делается вывод, что велосипедист в шлеме будет более защищен, но его шанс попасть в происшествие возрастает. Эта статья весьма спорна т. к. помимо вытеснения с ПЧ существуют и другого рода столкновения, в которых шлем может спасти жизнь. Делайте выводы сами.

«Можно пересекать регулируемый перекресток по зебре?»
Это обсуждалось в СМИ, но в силу не вошло

Жесты

Где бы ни двигался велосипедист, он должен быть предсказуем и заранее предупреждать о своих намерениях. В частности, при поворотах и остановке ПДД обязывает применять жесты. При повороте направо необходимо вытянуть в сторону правую руку либо вытянуть левую в сторону и согнуть в локте под прямым углом вверх. При повороте налево вытянуть левую руку или согнуть в локте под прямым углом вверх правую. При остановке поднять любую руку вверх (8.1). Важно учитывать скорость движущихся позади автомобилей и подавать сигналы заблаговременно (8.2). К тому же поворачивать и останавливаться держась за руль одной рукой небезопасно! Также опытные велосипедисты советуют предупреждать следом движущегося велосипедиста о наличии ям и других опасностей на пути вытянутой рукой вниз в сторону, смотря с какой стороны опасность. Новички с непривычки стесняются подавать сигналы жестами. К слову, поначалу они себя и вовсе не ощущают полноправными участниками дорожного движения. Но все приходит с опытом.

Проезд перекрестков

Для начала стоит обратить внимание на п. 13.1 и не забывать о том, что при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. В отличие от автолюбителей велосипедист более ограничен в свободе действий при подобных манёврах. Повернуть направо помех не составляет, но с левым поворотом — беда. Он разрешен только в нескольких случаях:

  • в случае однополосного движения при отсутствии трамвайных путей;
  • предусмотрен велодорожкой;
  • разрешен из крайней правой полосы на Т-образном перекрестке при многополосном движении (фото).
    На последний маневр до этого года налагался прямой запрет, который был прописан в пункте 24.8.
    Если же возможность повернуть налево отсутствует, то некоторые используют «копенгагенский поворот». Это поворот налево в два приема, когда велосипедист сначала прямо пересекает ПЧ (на которую хочет повернуть), останавливается на ней перед автомобилями, затем поворачивает налево и ждет, когда в этом направлении загорится зеленый (фото). Однако, такой маневр ПДД не предусмотрен. И может быть опасным, если на пересекаемой ПЧ разрешен поворот из крайней правой полосы направо под стрелку. В тот момент, когда вы решите подъехать туда и остановиться для поворота, там может возникнуть автомобиль, поворачивающий направо, даже не притормаживая.
    Во всех остальных случаях велосипедист обязан спешиться и воспользоваться пешеходным переходом.

«ПДД никак не регламентируют расстояние при опережении велосипедиста. Недавно была попытка ввести боковой интервал 1 м, но его не приняли. Следовательно, на сегодняшний день, дистанция считается безопасной до тех пор пока не произошло ДТП»

Запреты

ПДД запрещает велосипедистам (24.8):

  • ездить без рук;
  • перевозить мешающий управлению груз и выступающий груз более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства или отсутствуют оборудованные места;
  • поворачивать налево на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы (за исключением случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево);
  • пересекать дорогу на велосипеде по пешеходным переходам!
  • буксировку велосипедами велосипедов (24.9).
    Также можно дополнить их и другими запретами, исходящих из ПДД:
  • вести велосипед против хода движения;
  • ездить по автомагистрали на скорости менее 40 км/ч (16.1);
  • также стоит обратить внимания на знаки: 3.1, 3.2, 3.9, 4.5.1, 5.1, 5.3, 5.33 и пункт 11.6 ПДД: если вне населенных пунктов опережение велосипедиста затруднено, он должен ехать как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним ТС.

Штрафы

К глубокому удивлению, КоАП не считает велосипед за ТС. По определению КоАП ТС — автомоторное ТС с двигателем гораздо большей мощностью, чем 0,25 кВт. Несмотря на это, велосипедистам там посвящена частная статья, которая предполагает за любое нарушение ПДД велосипедистом штраф в размере 800 р. и 1000-1500 р. за любое нарушение в состоянии опьянения (ч. 2 стр. 12.29). Тем не менее, на велосипедиста распространяется еще одна статья КоАП о нарушении ПДД, повлекшего создание помех в движении ТС либо причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего» (ч. 2 стр. 12.30).

Читайте также:  Балансировка колес своими руками, как отбалансировать колесо в домашних условиях

Вопросы читателей

Можно ли лишить велосипедиста водительских прав? (Александр, Саранск)

Нет, если речь идет не о электровелосипеде с мощностью более 0,25 кВт. (п. 2.1.1).

Обязана ли я предъявлять паспорт сотруднику ГИБДД? (Мария, Саранск)

Да, в случае нарушения ПДД или для привлечения как свидетеля или понятого (п. 107 административного регламента МВД).

Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять номер рамы моего велосипеда? (Алексей, Саранск)

Да, это его прямые обязанности согласно п. 107 административного регламента МВД. Сотрудник ГИБДД может проверять раму в рамках определенных ориентировок и спецмероприятий. Несмотря на это, документы на проверку он предъявлять не обязан, но они могут находиться на посту ДПС или вовсе указания о спецмероприятиях могут быть отданы сотруднику в устной форме.

Почему велосипедисты не платят налог на дороги? (Владимир, Саранск)

Влияние велосипеда на дорожное полотно минимально, он легкий.

Выводы

Велосипедист является таким же полноправным участником движения, как автомобилист и пешеход. Это экологически чистый вид транспорта. С помощью велосипеда человек укрепляет своё здоровье и решает проблемы досуга. Чем больше жителей города пересядут на велосипеды, тем больше разгрузятся дороги. Общественный транспорт не будет стоять в пробках, количество ДТП сократится. С начала этого года в Мордовии в автокатастрофах погибло уже 30 человек! Но нашему региону и стране в целом подобная статистика, похоже, безразлична. Велоинфраструктура практически не развивается и поэтому перспектива отказа от автомобиля в пользу велосипеда кажется крайне сомнительной.
Чем больше велосипедистов на дорогах, тем привычнее водителям делить с ними проезжую часть.

Так что запоминаем все выше написанное и вперед — катать! Помните, что знания ПДД не заменяют вашей внимательности!

Если у вас есть вопросы по поводу велосипедной темы звоните по тел: 8-917-697-83-18. Мы обязательно ответим на них в следующих выпусках Велостолицы. А пока читайте, как прошли открытия велосипедного сезона в Саранске и Рузаевке.

Сигналы велосипедиста

Во время передвижения по трассе, транспортные средства — автомобили, автобусы и другие используют специальные сигналы, например, для обозначения поворота или аварийной остановки.

Когда велосипедист выезжает на проезжую часть он становится участником дорожного движения и, соответственно, должен знать ПДД и условные знаки велосипедиста на дороге, с помощью которых может оповестить других участников дорожного движения, например, о повороте.

Что нужно знать

Прежде чем приступать к тому, чтобы заучивать условные знаки на дороге, велосипедисту следует принять ряд мер:

  • детально изучить дорожные знаки, несмотря на то, что предназначены они по большей части для машин, велосипедисту следует также знать правила обгона, запрещающие и разрешающие условные знаки;
  • знать, что после того, как райдер слез с транспортного средства, он становится пешеходом и должен соблюдать правила дорожного движения именно для этой категории;
  • при интенсивном движении, движении по проезжей части в вечернее и ночное время на велосипед обязательно установить светоотражающие символы, фонари, если райдер катается с рюкзаком, нужно отметить и его светоотражающими знаками;
  • не следует забывать о собственной защите — шлем, очки, перчатки;
  • тормозная система велосипеда должна быть исправной, чтобы в случае необходимости обеспечить себе безопасное торможение;
  • с собой следует брать насос и запасную камеру.

Выезжая на проезжую часть, велосипедист становится полноправным участником дорожного движения, согласно пункту 1,2 ПДД.

Общие сигналы

Основные сигналы велосипедистов это:

  • поднять любую руку вверх в качестве обозначения остановки;
  • поворот направо указывается при помощи вытягивания в сторону под углом в 90 градусов правой руки или сгибания левой руки в локте, при этом сама рука направлена в левую сторону, а кисть должна смотреть вверх;
  • при повороте налево выполняются те же действия, что и при повороте вправо, только противоположными руками, соответственно прямая левая и согнутая в локте правая.

Групповые сигналы

Когда несколько райдеров объединяются в группу, они используют дополнительный список условных знаков.

  1. Препятствия, например яма или камень, обозначаются прямой рукой, вытянутой вниз, в соответствии со стороной расположения препятствия. Сначала сигнал обязан подать возглавляющий колонну, остальные должны передать его по цепочке, чтобы предупредить об опасности других велосипедистов. Сделать это нужно сразу, как только первый подал сигнал.
  2. Группа не должна мешать движению автомобилей. Для обеспечения комфортного передвижения и велосипедистов, и водителей других транспортных средств, первые выстраиваются в колонны по десятку райдеров, между которыми оставляется расстояние в 50-80 метров для возможности осуществления обгона.
  3. Для того, чтобы показать безопасный проезд или поблагодарить, нужно направить руку, согнутую в локте в сторону, как при обозначении поворота и помахать кистью.

Важно помнить, что двигаться по трассе могут только велосипедисты, достигшие возраста 14-ти лет.

Что делать на перекрестке

Существует всего 2 ситуации, когда на перекрестке стоит сотрудник ДПС и регулирует движение транспорта, есть светофор или движение никак не регулируется.

В первом случае требуется соблюдать правила движения и сигналы, которые приняты для всех участников дорожного движения. Во втором варианте преимущество имеет транспортное средство, не имеющее помехи с правой стороны.

Что нельзя делать на дороге

  • движение по встречной полосе, так как увеличивает возможность возникновения аварийных ситуаций;
  • отпускать из рук руль;
  • снимать стопы с педалей;
  • детей в возрасте до 7 лет перевозить без детского специального велокресла;
  • поворачивать или останавливаться во время движения по трассе без условных знаков;
  • на многополосной проезжей части поворачивать налево;
  • вечером или ночью ездить без освещающих элементов.
Читайте также:  Ремонт подогрева автомобильных сидений - Электрика в доме

Чтобы на многополосной дороге повернуть в левую сторону нужно сначала проехать перекресток прямо, далее осуществить поворот налево в правой полосе дороги и после согласно зеленому сигналу светофора двигаться прямо. Более простой вариант выхода из ситуации — продвинуться по пешеходному переходу.

В заключение

Соблюдение правил дорожного движения и обозначение передвижений, остановок при помощи условных знаков обеспечит безопасную комфортную езду не только для себя, но и для группы с которой осуществляется поездка и окружающих водителей прочих транспортных средств.

Помимо самих велосипедистов, условные знаки, используемые ими, должны знать и водители автомобилей, чтобы не создавать аварийные ситуации.

Какие существуют дорожные знаки для велосипедов

Все мы наталкивались на водителей велосипедов или электротранспорта, маневрирующих между людьми на пешеходных тротуарах, и невольно задавались вопросом, а соответствует ли это правилам дорожного движения для велосипедистов. Каждому участнику дорожного движения, выезжающему на проезжую часть, как и пешеходу, необходимо знать знаки дорожного движения: в них содержатся указания, соблюдение которых делает движение по трассам безопасным. Дорожная разметка и велосипедные знаки — часть системы безопасности движения на дорогах.

Значение дорожных знаков для велосипедов

Значение картинок, изображенных на сигнальных знаках, устанавливается ПДД РФ.

Благодаря этим изображениям, пешеход или водитель транспорта понимает, какие ограничения или допущения действуют на данном участке пути.

Цветовая раскраска знака показывает характер сигнала:

  • зеленый — разрешающий;
  • красный — запрещающий;
  • синий или серый — информирующий.

Основные велосипедные знаки, без которых не обойтись в дороге ни одному велосипедисту, с краткими обозначениями:

  1. Велосипед на синем фоне (4.4.1). Велосипедная полоса открыта; здесь проходит велосипедная дорога — это значит, что движение разрешено только по этой выделенной полосе.
  2. Перечеркнутый велосипед (4.4.2). Окончание велосипедной дороги.
  3. Велосипед и пешеход (4.5.2). По дороге могут двигаться и пешеходы, и велосипедисты.
  4. Перечеркнутые велосипед и пешеход (4.5.3). Окончание дороги для водителей 2-колесного транспорта и пешеходов.
  5. Пешеход и велосипед, разделенные вертикальной линией (4.5.4; 4.5.5). На дороге выделены полосы для водителей 2-колесных транспортных средств и пешеходов.
  6. Пешеход и велосипедист разделены вертикальной линией и перечеркнуты (4.5.6; 4.5.7). Окончание дороги с раздельным движением.
  7. Пешеход на синем фоне (4.5.1). Полоса для пешеходов (по пунктам 24.2-24.4) — разрешено двигаться с правой стороны дороги, а также по обочине и тротуару. С ребенком можно перемещаться по пешеходной дорожке.

Дорожные знаки велосипедных зон

Дорожки для велосипедистов бывают разделенными с пешеходной либо проезжей частью или совмещенными.

Действующие дорожные знаки выделенных велосипедных зон с обозначениями:

  1. Большая стрелка, разделенная вертикальной линией с маленькой, повернутой в обратную сторону, и велосипедом на синем фоне (5.11.2). На этой дороге выделена линия для движения велосипедов по встречной полосе.
  2. Изображения с предыдущего знака перечеркнуты (5.12.2). Окончание выделенной для велосипедистов встречной полосы движения.
  3. Большая стрелка, разделенная горизонтальной линией с маленькой стрелкой, повернутой в обратную сторону, и велосипедом (5.13.2; 5.13.4); велосипед и вертикальная стрелка (5.14.2). Дальше начинается велосипедная дорога.
  4. Изображения с предыдущего знака перечеркнуты (5.14.3). Дальше заканчивается велосипедная дорога.

Знаки, запрещающие и разрешающие движение на велосипедах

Запрещающий сигнал подсказывает водителю, что дальше ехать на велосипеде нельзя — нужно пройти расстояние до первого перекрестка или окончания населенного пункта, если перекрестков нет, пешком. Велосипедистам разрешается въезжать на полосы, выделенные для маршрутного транспорта, но не всегда. В случае, если на дороге стоит комбинация из 2 символов — запрещающего и разрешительного знаков, то приоритет принадлежит запрету — на полосу выезжать нельзя. Знак начала пешеходной зоны впереди могут игнорировать только велосипедисты до 14 лет.

Пешеходная зона отличается от пешеходной дорожки: по последней могут двигаться водители старше 14 лет, если ехать по правой стороне дороги или обочине невозможно, или если они сопровождают ребенка.

Автомагистралей в России не так много, но и на них ошибочно въезжают велосипедисты. Этого делать нельзя. Двигаться по скоростной трассе на легковесном 2-колесном транспорте, развивающем скорость менее 40 км/ч, запрещено. А на выделенных велосипедных полосах приоритет движения принадлежит уже водителям велосипедов, а не автомобилистам или пешеходам.

Запрещающие и разрешающие дорожные сигналы с обозначениями:

  1. Пешеход, автомобиль, ребенок с мячом и дом (5.21). Дальше въезд в зону жилых домов, движение в которой регулируется ПДД РФ.
  2. Пешеход в синем круге с красной звездочкой на сером фоне с надписью «Зона» (5.33). Дальше участок дороги, на котором разрешено двигаться только пешеходам.
  3. Белые полосы, пересеченные мостом, на зеленом фоне (5.1). Дальше начинается автомагистраль.
  4. Пешеход на «зебре» в белом треугольнике на синем фоне (5.19.1; 5.19.2). Пешеходный переход слева или справа.
  5. Белая линия в красном кружке; «кирпич» (3.1). Въезд запрещен для всех, кроме маршрутных транспортных средств.
  6. Белый круг, обведенный красным (3.2). Движение ограничено для всех, кроме маршрутных, служебных, почтовых транспортных средств, ТС сотрудников предприятий и инвалидов 2-й или 3-й групп.
  7. Велосипед на сером фоне, обведенный красным (3.9). На велосипедах въезд запрещен.

Какие штрафы предусмотрены

В статье 12.29 КоАП части 2 и 3 указано, что водитель 2-колесного транспортного средства несет административную и материальную ответственность за игнорирование велосипедных знаков. Наказанием служит штраф в размере от 800 рублей.

Если в результате неправомерного действия был нанесен ущерб здоровью или имуществу третьих лиц, то велосипедист должен возместить стоимость причиненного урона пострадавшему, а сумма административного штрафа вырастает в несколько раз по отношению к первоначальной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector