Как разобрать неразборный вентилятор

Как чистить кулер центрального процессора COMPOV

Процессорный кулер состоит из двух деталей – вентилятора и радиатора. В его ведении находится важная задача — охлаждение процессора. Таким образом, от того, насколько качественно работает процессорный кулер, зависит, насколько стабильно будет работать весь компьютер в целом.

Основным и самым важным компонентом кулера считается вентилятор, потому что радиатор пассивен. Вентилятор, как любой механический прибор, в котором есть в наличии трущиеся элементы, требует особого ухода. Смазка с течением времени утрачивает свои свойства, что ведет к снижению качества работы устройства – появляются шумы, вентилятор начинает вибрировать и т.д.

Поэтому, при появлении шумов внутри корпуса компьютера не откладывайте вмешательство на потом.
Кстати, шум может издавать как процессорный кулер, так и все остальные кулера, расположенные внутри системного блока, например, кулер на видеокарте, или дополнительный кулер для дисковых накопителей, и т.д.

Профилактику всех остальных кулеров вы можете производить точно также, как и процессорного.
В мероприятия по технической профилактике вентилятора обязательно входит «влажная уборка» — снятие пыли салфеткой для оргтехники, а также и промазывание оси специальным маслом.

Можно, конечно, купить новый радиатор (или вентилятор), но не всегда и не у всех есть такая возможность. Своевременно заботясь о чистоте кулеров, вы предотвратите необходимость частой замены их составных частей.

Для того, чтобы качественно произвести очистку вентилятора, его нужно сначала отцепить от радиатора. Снять радиатор просто – нужно выкрутить четыре маленьких винтика, после чего снять радиатор, не забыв при этом отключить его от электросети.

Лопасти вентилятора удобно очищать ватной палочкой, предварительно смоченной в спирте. В случае, когда вентилятор давно не очищался, бывает, что пыль превращается твердую корку. Не бойтесь использовать умеренную силу, чтобы от нее избавиться – вряд ли вы сможете навредить вентилятору. Крыльчатку не обязательно вынимать из гнезда, но сам вентилятор снять придется.

Есть несколько важных моментов в процедуре очистке кулера. В гнезде для вентилятора (нижней его части) обычно присутствует наклейка, под которой расположен крепежный механизм. Крыльчатка закрепляется в этом гнезде на конце металлической основы при помощи кольцеобразной выемки.

Установив крыльчатку в гнезде, нужно будет зафиксировать ее, надев на выемку пластиковую шайбу, которая предназначена для ее закрепления.
Наклейку необходимо отклеить и извлечь пластиковое кольцо. Это нужно сделать очень аккуратно, не повредив его.

В вентиляторах, которые уже долгое время эксплуатировались, пластиковая шайба может потерять гибкость, поэтому снимать ее нужно крайне осторожно, чтобы не повредить. Помимо этого, как правило, шайба очень плотно прилегает к выемке крыльчатки.

Для того, чтобы извлечь шайбу, можно поддеть ее толстой иголкой, после чего вытянуть пинцетом. Теперь крыльчатку можно вынимать из гнезда.
Очистить гнездо от скопившейся пыли поможет ватная палочка, обработанная спиртом, а отверстие для установки крыльчатки нужно смазать специальной смазкой определенной вязкости.

Читайте также:  Полусинтетическое масло ТНК 10w 40, его свойства и отзывы владельцев авто

Но перед тем, как смазывать его, поместите крыльчатку на место и пошатайте слегка в разные стороны.

Обнаруженные люфты говорят о выработке вентилятора, которая обнаруживается в виде неравномерной раскрутки с присутствием вибрации работающего устройства.
Полностью исправить такую ситуацию невозможно, единственное, что поможет – использование масла с необходимой степенью вязкости.

Высокая сопротивляемость увеличению температуры такого масла создает ту самую комфортную для вентилятора среду, которая исключает появление вибраций. Смазка утрачивает свои свойства с течением времени, поэтому шумы снова появятся и процедуру необходимо будет снова повторить.

Обработав вал крыльчатки смазкой, установите ее назад в гнездо, прокручивая ее вокруг оси несколько раз для равномерного распределения смазки. Появившиеся при этом излишки масла необходимо вытереть. После этого, установите обратно крепежное кольцо и прикрепите на место наклейку.

На этом мероприятия по профилактическому обслуживанию вентилятора закончены. Прикрутите его винтами к радиатору и можете подключать питание, после чего включайте компьютер и проконтролируйте работу очищенного и смазанного устройства.

Если вам не по силам самим справиться с этой задачей, приходите к нам. Ремонт компьютеров находиться в Борисполе.

Разбор компьютерных кулеров

Обычно внутри системного блока устанавливается минимум два кулера, один из которых накрывает процессор, а второй отвечает за выдув воздуха из корпуса. Каждый такой вентилятор имеет свои особенности и в принципе работы, и в строении, однако в целом их конструкция очень схожа. Как и любой подобный механизм, кулер со временем начинает работать хуже или вовсе ломается. В связи с этим появляется надобность в разборке данного оборудования. Давайте детально разберем поставленную задачу.

Разбираем компьютерный кулер

Как правило, компьютерные кулеры не отправляются в ремонт, поскольку они стоят относительно дешево и рациональнее будет прибегнуть к полной замене комплектующего. Чаще всего разборка необходима тогда, когда требуется смазать механизм для нормализации вращения ротора. Поэтому дальнейшие инструкции будут ориентированы именно под эту цель.

Сразу хочется отметить, что существуют процессорные кулеры, которые не разбираются. Вы поймете это при попытке добраться до самого механизма, столкнувшись с цельной пластиковой оболочкой. В таком случае смазывать вентилятор становится сложнее. Мы рекомендуем после получения доступа к вентилятору (далее мы расскажем о том, как это сделать) перевернуть его задней стороной и проделать в пластике точно по центру отверстие небольшого диаметра, куда можно было бы залить масло. Вы не нанесете вред составляющим устройства и выполните нужную процедуру.

Сейчас давайте приступим непосредственно к работе с разборными кулерами.

    Если вы имеете дело с процессорным кулером, сначала его потребуется извлечь из корпуса. Детальное руководство по этой теме читайте в другом нашем материале по следующей ссылке.

При надобности снимите основную вертушку с охлаждающей пластины, если таковая присутствует.

Получив доступ к лопастям, нужно проникнуть внутрь самого механизма. Для этого снимите наклейку и при помощи подручных средств вытащите резиновую заглушку, располагающуюся по центру.

Читайте также:  Хендай Санта Фе Классик ТагАЗ - фото, цена, характеристики Hyundai Santa Fe Classic TagAZ

Вам будет трудно определить место разреза шайбы без иголки. Воспользуйтесь ею, чтобы пройтись по поверхности шайбы. Так вы отыщете разрез, сможете через него поддеть диск и он сам выпадет из посадочного места. Выполняйте этот шаг с особой осторожностью, чтобы не повредить и не потерять шайбу, поскольку без этого элемента вентилятор не заработает, придется приобретать новый.

Под шайбой находится резиновое кольцо, в большей мере выполняющее защитное и стабилизирующее свойство при вращении лопастей. Извлеките эту прокладку и после этого сможете вынуть саму крыльчатку. Если ваш кулер проработал достаточно долгое время, резинка будет повреждена или изношена. Избавьтесь от нее, однако не забывайте, что вентилятор скоро придется заменить. Без такого кольца лопасти будут шуметь даже при вращении не на полной мощности.

Поздравляем, вы получили доступ к подшипнику и дальнейшее смазывание должно пройти без каких-либо трудностей. Сборка кулера осуществляется в обратном порядке. Не забывайте установить обратно резинки. С креплением обычного вентилятора разобраться будет не сложно, а в ситуации с с процессорным советуем обратить внимание на статью по следующей ссылке.

Что касается магнитных кулеров, сейчас они только набирают популярность и рядовые пользователи редко приобретают такие модели. Смазывать их не нужно, поэтому разборка необходима только в крайне редких случаях. Если вы никогда не сталкивались с таким процессом, лучше обратиться в сервисный центр.

Снимаем кулер с процессора – виды креплений вентилятора и их особенности

Разборка системного блока с целью произведения технического обслуживания процедура порой сложная. Особенно если речь заходит о снятии кулера с процессора. Сама процедура достаточно простая, но в процессе могут возникнуть сложности, особенно с разными видами креплений.

Процедура снятия

Если откинуть возможные нюансы, речь о которых пойдет далее, то процедура не кажется такой уж и сложной. Следует только помнить о том, что все действия следует проделывать осторожно. Основным правилом разборки всегда является: «не пытаться прикладывать усилий, особенно если «железо» сопротивляется им». Следование такому правилу позволит избежать ненужных механических повреждений. Чтобы снять кулер с процессора потребуется:

  1. Выключить компьютер.
  2. Отключить сетевой фильтр и кабели питания.

Важно! Не лишним будет дать компьютеру постоять 10 минут перед дальнейшей разборкой. Это связано сразу с двумя факторами: нагрев и остаточный заряд в конденсаторах. Первое просто неприятно. Второе может причинить ощутимый вред пользователю и даже комплектующим, при плохой изоляции блока питания.

  1. Выкрутить болты на корпусе. Для удобства в понимании они показаны на изображении. Следует иметь в виду, что выкручивать нужно именно правую крышку (если смотреть сзади, соответственно левую – если смотреть на системный блок спереди). Противоположная зафиксирована сильнее (нередко даже припаяна к корпусу).
  2. Если ключ (зелёный овал на изображении выше) по каким-то причинам загнут, то это единственный момент, когда можно взять плоскогубцы или любой подручный инструмент и причинить компьютеру механические повреждения.
  3. Отключаем провода внутри. Особенно важно отключить коннектор, отмеченный фиолетовым. Распознать аналогичный коннектор независимо от формы легко: он выходит из вентилятора (кулера, отмечен красным).
Читайте также:  Панель приборов Х-Трейл т31 описание обозначений, фото, видео

Примечание! В целом полностью отключать провода и вынимать оперативную память для снятия кулера с процессора не обязательно, но для первых 10-15 снятий это обязательно. Чтобы руки привыкли к операции и не могли причинить вред окружающим компонентам.

  1. Снять сам вентилятор охлаждения вместе с радиатором с процессора. Практически всегда они поставляются в сборе и снимаются тоже вместе.

Процедура снятия кулера с процессоров AMD или Intel зависит от способа его реализации и может потребовать, как минимальных усилий, так и огромных физических затрат. Каждый из случаев рассмотрим отдельно.

Крепление кулера

Креплением определяется какой алгоритм дальнейших действий следует применить. Крепиться вентилятор охлаждения может следующими способами:

  • защёлки (разнотипные);
  • шурупы;
  • пазы;
  • гибридные варианты.

Поэтому рассмотрим каждый из типов отдельно с упоминанием необходимых инструментов.

Защёлки

Защелки считаются распространённым вариантом для кулеров на сокете 775 (Intel), хотя встречаются и в других спецификациях. На защёлки крепятся бюджетные вентиляторы. Эти защёлки и являются главным уязвимым местом для таких охладительных систем.

Чтобы снять кулер с процессора на защелках, потребуется повернуть против часовой стрелки 4 механизма (необходимо сделать поворот на ¼ круга). Взявшись за железную часть потянуть кулер.

Если защёлки обломаются (они очень нежные и усилие для открытия граничит с усилием для разлома) лучше обратиться в сервисный центр. Без должного опыта снять или установить обратно кулер с повреждённой защёлкой почти невозможно.

Шурупы

Для снятия такой системы охлаждения потребуется отвёртка (крестовая или соответствующая типу шурупа). Либо альтернативный инструмент вроде тонких плоскогубец, чтобы выкрутить шуруп. Проявляя благоразумие и осторожность можно справиться и ножом, рискуя меньше, чем при открытии защёлок голыми руками.

Выкручиваются 4 болта (они при этом не вынимаются из корпуса вентилятора), после чего освобождённый элемент можно спокойно снять.

Способ крепления характерен процессорам AMD и их системам охлаждения. Выглядит конструкция следующим образом и отличается рычагом:

Это рычаг потребуется повернуть, чтобы освободить систему охлаждения, после чего её можно вытянуть.

Комбинированный способ

Комбинированные системы креплений встречается в так называемых брендовых компьютерах, где защёлка сочетается с болтами (реже встречается всё и сразу). Система охлаждения при этом сделана максимально простой и от того меньше подвержена повреждениям при разборке.

Алгоритм разборки при этом повторяет действия для каждого из соответствующих типов. Соблюдается порядок: сначала шурупы, потом защёлки.

Системы жидкостного охлаждения снимаются значительно сложнее. При этом для каждой модели процедура уникальна, поэтому описать общую процедуру не представляется возможным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector